Очередные парламентские выборы назначены в стране на 27 октября. В ходе голосования будут избраны 150 депутатов Законодательной палаты и 56 членов Сената Олий Мажлиса - двухпалатного парламента страны. В рамках предстоящего голосования также пройдут выборы депутатов Ташкентского, областных, городских и районных кенгашей (советов), а также выборы депутатов Жокаргы Кенеса - республиканского парламента Каракалпакстана. Ожидается, что в выборах примут участие около 30 тысяч кандидатов.
Сейчас предвыборная кампания в Узбекистане в самом разгаре. На депутатские кресла в Законодательной палате, региональных и местных кенгашах претендуют представители пяти основных политических сил страны: Либерально-демократической партии Узбекистана, которая имеет наибольшее количество мест в парламенте действующего созыва, Демократической партии Узбекистана "Миллий Тикланиш", левоцентристской Социал-демократической партии "Адолат", Народно-демократической партии Узбекистана и Экологической партии.
Старейшей из участвующих в предвыборной гонке политических сил является Народно-демократическая партия Узбекистана, которая ведет отсчет своей истории еще с момента обретения Узбекистаном независимости в 1991 году. Наиболее молодой из политических сил является Экологическая партия, зарегистрированная относительно недавно - в 2019 году.
По новым правилам, половина депутатов нижней палаты парламента - 75 человек, будет избираться по мажоритарной системе, а вторая половина - по пропорциональной. Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование не за конкретного кандидата, а за политическую партию и последующее распределение депутатских мест в парламенте в зависимости от количества полученных той или иной политической силой голосов избирателей.
В рамках мажоритарной избирательной системы небольшим политическим партиям сложнее конкурировать с крупными и устоявшимися политическими силами. Присутствие в парламенте одного или нескольких депутатов от небольшой партии, которому удалось одержать победу в своем одномандатном округе сложно считать полноценным участием партии в работе органа законодательной власти.
Переход к смешанной избирательной системе является одним из важных шагов на пути к дальнейшей демократизации политической системы Узбекистана и повышению политического плюрализма. Этот переход поможет усилить роль менее крупных и влиятельных политических партий.
В большинстве стран с высоким уровнем демократии парламентские выборы проходят либо по пропорциональной избирательной системе, либо по смешанной. Например, в Германии парламентские выборы проходят по смешанной системе: 50 процентов депутатов избираются от одномандатных округов, другие 50 процентов попадают в парламент по партийным спискам. В таких странах как Швеция, Нидерланды, Израиль, Австрия выборы проходят только по пропорциональной избирательной системе, поскольку считается, что именно она обеспечивает представительство даже для мелких партий и максимально учитывает голоса избирателей.
Переход с мажоритарной на смешанную избирательную систему рассчитан на долгосрочную перспективу - при появлении в Узбекистане новых политических партий, которые будут выражать актуальные запросы той или иной части общества. Встраиваться в политическую систему страны, получая полноценное представительство в национальном парламенте, новым политическим силам будет легче в рамках именно смешанной политической системы, нежели в рамках чисто мажоритарной.
На этом фоне можно ожидать роста количества депутатских инициатив и иной парламентской активности, а также постепенного увеличения количества депутатских фракций в Законодательной палате Олий Мажлиса, что также будет являться проявлением демократизации политической жизни и роста политического плюрализма.
В последние годы власти Узбекистана много работают над тем, чтобы повысить роль Олий Мажлиса и кенгашей разных уровней в политической жизни страны. Об этом говорит расширение функционала обеих палат Олий Мажлиса и усиление ответственности исполнительных органов власти перед парламентом. Так, 30 апреля 2023 года в Узбекистане состоялся общенациональный референдум, по итогам которого были утверждены значимые нововведения в Основной закон страны. После внесения поправок в Конституцию число исключительных полномочий Законодательной палаты увеличилось с 5 до 12. Законодательная палата получила такие дополнительные и весьма существенные полномочия как рассмотрение и одобрение по представлению президента кандидатуры премьер-министра страны, заслушивание отчетов правительства, рассмотрение отчета Счетной палаты о расходовании средств и осуществление контроля за исполнением госбюджета. Совместно с Сенатом Законодательная палата получила право проводить парламентские расследования. У Сената после принятия поправок в Конституцию расширились полномочия в формировании судейского корпуса Верховного и Конституционного судов, назначения руководства национальных антикоррупционных и антимонопольных ведомств.
На уровне местного самоуправления (городские и районные кенгаши) представительные органы власти также получили в свои руки дополнительные полномочия по решению вопросов образования, градостроительства, транспорта, инфраструктуры и окружающей среды. Такое перераспределение полномочий произошло после того, как Президент страны Шавкат Мирзиёев издал в феврале текущего года указа "О мерах по повышению эффективности деятельности органов государственной власти на местах". Прежде этими полномочиями ведали главы исполнительной власти на местах (хокимы). При этом усилилась подотчетность хокимов перед кенгашами.
В декабре прошлого года руководство Узбекистана внесло в национальное законодательство изменения, согласно которым для образования отдельной парламентской фракции в Законодательной палате стало достаточно пяти депутатов. Ранее для создания новой фракции необходимы были как минимум девять парламентариев.
О важности предстоящих выборов говорит их широкое освещение в СМИ, а также активная работа кандидатов с избирателями, в том числе и с использованием различных электронных сервисов. На парламентских выборах планируется присутствие 70 тысяч наблюдателей, в том числе международных, что свидетельствует о стремлении руководства страны к обеспечению максимальной прозрачности голосования и подтверждает высокую легитимность предстоящих выборов.
Проведение предстоящих парламентских выборов, равно как и общее повышение роли Олий Мажлиса и кенгашей в политической жизни страны, также важно в плане поддержания стабильности и укрепления консенсуса в обществе. Численность населения Узбекистана быстро растет. За последние тридцать лет население страны увеличилось на 15 миллионов человек. Сегодня оно превышает 36 миллионов. По прогнозам, к 2030 году, а возможно и раньше, оно достигнет 40 миллионов человек и продолжит увеличиваться. При этом также растет и общая информированность граждан Узбекистана. Увеличивается охват населения интернетом, средствами массовой информации. Растет мобильность граждан и их политическая активность. В таких условиях важным становится вопрос политического участия граждан в жизни страны, учета их мнений и инициатив. Именно через парламентские выборы, а также через активную деятельность Олий Мажлиса и кенгашей в периоды между выборами граждане могут наилучшим образом реализовать свои политические интересы: путем голосования и поддержки определенных кандидатов, выдвижения своей кандидатуры на выборах, предложения или поддержки тех или иных политических инициатив.
Очевидно, что руководство Узбекистана намерено и дальше делать политическую систему страны более открытой и повышать уровень политического плюрализма. И ближайшей важной вехой на этом пути для руководства и граждан Узбекистана станет проведение в этом месяце парламентских выборов.