В последние годы регионы Центра России делают ставку на развитие туристического потенциала своих небольших населенных пунктов. Как привлечь туриста, задержать его и вызвать желание вернуться? По мнению экспертов, ответ на эти вопросы имеет две составляющие - это наличие объектов показа и туристической инфраструктуры. Рассуждать о том, что здесь первично, - примерно то же, что и философствовать о яйце и курице. С одной стороны, турист едет, чтобы что-то посмотреть, узнать. В то же время современный человек хочет отдыхать с комфортом - должны быть приличная гостиница, достойный общепит. Многие считают, что обе составляющие власти должны развивать параллельно. Но есть и другое мнение: объектами показа должны заниматься мэрия, различные госструктуры, а туристическую инфраструктуру возьмет на себя бизнес. Считается, что, как только где-то обозначится заметный турпоток, предприниматели сами пойдут туда со своими проектами.
- Важнейшим показателем состояния туристической отрасли является объем турпотока. По оперативным данным министерства культуры и туризма Калужской области, за январь - август 2024 года регион посетили с туристическими целями 2,4 миллиона человек. Именно на этот показатель опираемся при планировании и точек показа, и инфраструктуры. Сложно сказать, что первично, но, на наш взгляд, турпоток создает точка показа, а инфраструктура его уже увеличивает, - поясняет заместитель министра культуры и туризма Калужской области Полина Коченкова.
- На самом деле есть разные подходы в зависимости от конкретного места, от ситуации, - рассуждает архитектор, начальник отдела формирования комфортной среды Центра градостроительного развития Рязанской области Илья Стюхин. - В Рязанской области, например, Касимов идет по пути параллельного развития туристической инфраструктуры и точек притяжения. Причем бизнес участвует и в том и в другом. Есть и примеры, когда вроде бы имеются интересные объекты показа, но нет приличных гостиниц, нет туалетов, нет кафе. И мы получаем не туриста, который готов остановится на ночь, а экскурсанта одного дня. Турпоток есть, но гостиницы не появляются.
В каждом регионе, каждом городе ищут свои изюминки, которые могли бы привлечь туриста. В Калужской области из не очень раскрученных пока туристических направлений можно назвать город Мещовск, прославившийся тем, что три его уроженки стали женами русских царей. Основной точкой туристического притяжения является "Музей трех цариц", в который ежегодно приезжают тысячи туристов. Или же экологическая жемчужина - Юхнов, который не только славится близостью к национальному парку "Угра", но и притягивает туристов инновационным многофункциональным спортивно-стрелковым клубом "Союз", реализовавшим в себе все лучшее для активного познавательного отдыха и результативных тренировок по различному стрелковому виду спорта. В Юхновграде можно прикоснуться и к истории своего народа и увидеть главные сокровища археологической коллекции "Музея вятичей". Очень привлекателен Обнинск, который притягивает огромное количество туристов первой атомной электростанцией, а также усадьбой и парком "Белкино". В Людинове основная изюминка - озеро Ломпадь, в благоустройство которого вкладывается множество сил и инициатив. Город Боровск, благодаря своей богатой истории и архитектурному наследию, привлекает туристов со всей страны. Гостям также интересно ознакомиться со знаменитым боровским стрит-артом и посетить известнейший во всей России музей под открытым небом "Этномир", где за один или несколько дней можно ознакомиться со всеми мировыми цивилизациями. Есть еще и Таруса, которая славится своими литературными традициями и является одним из культурных центров региона. Здесь проводится множество фестивалей, привлекающих туристов из больших городов. Ипподром "Таруса" два года подряд становился местом уникального культурно-исторического шоу "Фестиваль орловского рысака".
В Тульской области, по словам министра экономического развития региона Александра Ярошевского, модернизации туристической инфраструктуры малых городов уделяют особое внимание.
Наряду с известными местными брендами здесь ищут и новые точки притяжения. Так, в Веневе планируют развивать эколого-спортивный туризм. Основной точкой притяжения станет дайвинг-центр на Грицовских озерах, а в перспективе - создание Центра спелеологии и скалолазания на Бяковских каменоломнях и Осетровских скальниках.
Туристический потенциал Ефремова будет реализован под брендом "Красивомечье". Гостям предложат театрализованные экскурсии по дому-музею И. А. Бунина, путешествие по экотропам к памятникам природы и в зооглэмпинг. В Плавске для развития индустрии гостеприимства собираются благоустроить литературный сквер Сухово-Кобылина, пешеходную зону Богатой Слободы, обновить туристско-навигационную систему. Команда одного из самых небольших городов России - Чекалина - нацелена на создание исторической реконструкции средневекового города и дальнейшее развитие инфраструктуры в составе Суворовского туристического кластера.
В Рязанской области одним из востребованных туристических направлений является город Касимов. Это невероятное место для познавательного туризма, уникальный город двух культур, мирно сосуществовавших более 500 лет. Здесь интересный синтез татарской и русской архитектуры - этакий микс татарских лавок и купеческих особняков, православных храмов и самой северной мечети. Есть причал на Оке, встретивший минувшим летом более 70 теплоходов. Последние 10 лет местные власти активно занимаются развитием туризма. По словам главы Касимовского городского округа Ивана Бахилова, здесь есть команда, знающая, в какую сторону идти. Планы амбициозные: если в этом году город посетили 100 тысяч туристов, то к 2030-му намерены принять миллион гостей.
- Считаю, что объект показа и туристическая инфраструктура должны развиваться параллельно. Турист знает, за чем он едет, предполагает, какие впечатления получит. Но ему нужны места проживания, нужно доступное питание - от ресторана в хорошем отеле до уличного фастфуда. Сегодня в нашей области, благодаря губернатору Павлу Малкову, развитию туризма уделяется большое внимание, - говорит Иван Бахилов.
Здесь взяли на вооружение многовекторное направление развития туризма. Мэр называет его "бесшовным туризмом" - когда человек приехал на какое-то событие (а они происходят круглый год), познакомился с исторической составляющей, оценил архитектуру, заодно получил медицинские услуги, на пароходике покатался, отдал дань аутентичной татарской и русской кухне, посетил экскурсию на шоколадную фабрику. А еще есть "Касимовская верста", на которой сосредоточено 16 музеев, частных и государственных, - от краеведческого, музеев самоваров и колоколов до музеев лоскутного шитья и культуры пития. Это в городке с населением около 30 тысяч! В планах - чтобы по этой версте можно было ходить, перемещаясь из музеев в кафе, из кафе - в магазинчики, улыбаясь забавным малым архитектурным формам и соблюдая смешные ритуалы.
Город Спасск в отличие от Касимова пока не очень востребован у туристов. Хотя, по словам начальника отдела культуры Спасского района Сергея Кочеткова, ежегодно через город проезжают более 40 тысяч туристов. Но не задерживаются - при том, что объекты показа есть. Чего стоит одна только Старая Рязань, о которой снят фильм "Евпатий Коловрат", и Окский заповедник.
- Если бы была инфраструктура, то гости останавливались бы у нас на пару дней. Город окружен рекой и фестивальными площадками. Понтонная переправа создает определенные трудности: большой автобус по ней не проедет. Но можно пройти по понтону пешком - это же дополнительное приключение. Сейчас Спасск реализует проект "Ключ от города". Есть интересные гастрономические бренды. Но мы пока только нащупываем баланс между объектами показа и туристической инфраструктурой. Если бы турпоток был стабильным, бизнес подтянулся бы - запрос инвесторов есть, но не сказал бы, что активный, - рассуждает Сергей Кочетков.
Похожая ситуация и в городке Спас-Клепики: расположен он в национальном парке "Мещера", связан с наследием Паустовского, через него проезжают много людей, но туристы не останавливаются. Причина все та же: нет инфраструктуры. В самом городке всего одно кафе, где кормят вкусно, но непрезентабельно. Вокруг несколько баз отдыха, парк-отель за городом.
- Есть в планах сделать Спас-Клепики центром лесного туризма в ЦФО, - поделился Илья Стюхин. - Это будет такой грибной интенсив. Турист в первый день осмотрит город, ему сотрудники нацпарка объяснят, как собирать грибы, какие съедобные, как ориентироваться в лесу, чтобы не заблудиться. На второй день отвозим гостей в грибные места, и туристы занимаются тихой охотой. Потом им выдают сертификат грибника. В заключение - мастер-класс по приготовлению грибов.
Касимовские власти стараются участвовать во всех проектах и программах - как федеральных, так и региональных, - разрабатывают и муниципальные. Вошли в программу "Индустрия гостеприимства", победили в конкурсе проектов "Комфортная городская среда" плюс "Безопасные качественные дороги", региональные программы, государственно-частное партнерство и проекты поддержки бизнеса. Все малые города, всерьез озаботившиеся развитием туризма, стараются идти таким же путем.
- С ростом спроса на размещение в гостиницах нашего региона и увеличением продолжительности пребывания туристов становится ясно, что федеральные меры поддержки, направленные на развитие модульных гостиниц в Калужской области, очень актуальны, - считает Полина Коченкова. - Активно ведется поддержка малого и среднего бизнеса. Это предоставление субсидий, грантов и льготных кредитов.
Сегодня в рамках национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" инвесторы Калужской области реализуют 21 проект строительства модульных гостиниц, общий номерной фонд которых составляет 371 номер. Государственная поддержка составила 574,5 миллиона рублей, а объем внебюджетных средств превышает 800 миллионов. Но самое главное, по словам Полины Коченковой, удобство взаимодействия бизнеса с властью: принципы одного окна и зеленого коридора работают и в сфере туризма.