Участившиеся авиапроисшествия в США вызваны нехваткой диспетчеров. Не будет ли такой проблемы в России

Эксперт Мельниченко: Рост числа авиаинцидентов связан с дефицитом диспетчеров
19.11.2024 / 15:34
Авиационные эксперты отмечают рост серьезных происшествий в районах взлетно-посадочных полос США. С мая 2024 года FAA зарегистрировало 1115 несанкционированных занятий ВПП. Кроме того, зафиксировано более 180 инцидентов, которые можно отнести к ошибочным решениям авиадиспетчеров.

Предыдущий 2023-й также "отметился" за океаном чередой громких ЧП с коммерческими лайнерами.

Так, "Боинг 737" Southwest едва избежал столкновения с "Боинг 737" Delta при посадке в международном аэропорту Луи Армстронга в Новом Орлеане. Борты American Airlines и Frontier чуть не протаранили друг друга в международном аэропорту Сан-Франциско. Самолет American Airlines был вынужден резко набрать высоту, чтобы избежать столкновения с "коллегой" United над Далласом. По данным международных авиационных ресурсов, в августе 2023 года произошло 46 исключительно опасных случаев. Буквально на грани трагедии.

Так что происходит? Ситуацию для "РГ" комментирует генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко:

- Многие связывают эти инциденты с усталостью и переутомлением диспетчеров. Их элементарно не хватает. В декабре прошлого года FAA даже назначила группу экспертов для решения этой проблемы.

Американские коллеги склонны считать, что нынешняя нехватка авиадиспетчеров вызвана пандемией COVID-19.

Действительно, вспышка коронавируса привела к рекордному падению спроса, особенно в коммерческой авиации. Сократилось количество рейсов, особенно в крупных узловых аэропортах. Многим диспетчерам (и не только в США) было предложено досрочно уйти на пенсию. Тогда же многие агентства по всему миру отказались от стажеров и вообще прекратили прием на работу и обучение на должность диспетчера. И теперь, когда перевозки опять на высоте, эти решения все еще оказывают долгосрочное влияние на отрасль, а FAA тем временем пытается наверстать упущенное.

Сегодня, чтобы справиться со значительно возросшим количеством рейсов, некоторые авиадиспетчеры вынуждены работать на пределе своих возможностей. Сверхурочно и по шестидневной рабочей неделе. Нехватка персонала неоднократно нарушала расписание полетов самолетов. В частности, международный аэропорт Ньюарк/Либерти столкнулся со значительными задержками, поскольку штат сотрудников был почти на 60 процентов ниже запланированного уровня. Учитывая важность аэропорта как международного узла, задержки здесь могут отражаться на аэропортах и рейсах по всему миру.

FAA предприняло шаги, чтобы справиться с дефицитом персонала: как можно быстрее обучить и сертифицировать диспетчеров. И определенный прогресс уже достигнут. В настоящее время у будущих диспетчеров есть несколько способов попасть в отрасль. Они могут подать заявку и пройти обучение в одном из 30 аккредитованных учебных заведений по всей стране. Или сначала послужить диспетчерами в армии.

Для России это интересно тем, что ковид имел у нас аналогичные последствия. Досрочно на пенсию ушли сотни профессионалов. Преемственность передачи навыков и опыта от умудренных опытом диспетчеров начинающим коллегам потерпела серьезный удар. А еще санкции. В условиях значительно уменьшившегося потока воздушного движения упал уровень владения не только авиационным английским языком, но и стандартной фразеологией радиообмена. Хотя тестирующие организации продолжают штамповать сертификаты с необходимым по требованиям ИКАО "рабочим" уровнем владения языком.

Эксперты отмечают: усилия, предпринятые правительством России в интересах установления и развития международного авиасообщения с дружественными и нейтральными странами, дают весомые результаты. Объемы международных перевозок растут. Как и объемы перевозок внутри страны. Так что ждет российскую систему организации воздушного движения? Можно спрогнозировать три пути (в зависимости от событий в мире, на которые ОрВД (Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ - прим. "РГ") никакого влияния не имеет):

  • все останется в основном по-прежнему. Объемы воздушного движения будут соответствовать прогнозируемым ожиданиям с незначительными отклонениями как в сторону роста, так и уменьшения количества полетов. То есть организации по использованию воздушного пространства продолжат работу примерно в том же режиме;
  • в результате каких-то форс-мажорных условий интенсивность полетов значительно снизится, что вернет отрасль управления воздушным движением к временам эпидемии и принятию непопулярных и вынужденных решений;
  • в результате быстрого изменения и нормализации политической обстановки, включая снятие санкций на использование воздушного пространства, количество полетов российских авиакомпаний на фоне "отложенного" на несколько лет спроса резко вырастет вместе с восстановлением полетов зарубежных авиакомпаний.

Понятно, что третий вариант развития событий - самый желанный. Поэтому нужно быть полностью готовыми к его возможной реализации в кратчайшие сроки, чтобы не столкнуться с проблемами, которые с такими сложностями пробует решить Федеральное управление гражданской авиации США.

Поделиться