Из Нью-Йорка в Шанхай - за полчаса. Сможет ли Илон Маск пересадить авиапассажиров с самолетов на ракеты

Эксперт Бугров: Замена самолетов ракетами потребует уникальных специалистов
Итак, шестой экспериментальный запуск Starship закончился не так, как планировала SpaceX. Что-то пошло вразрез. Это должна была быть вторая попытка поймать ракету Super Heavy Booster с помощью двух механических "рук" на стартовой башне. Однако ускоритель посадили на воду в Мексиканском заливе.

Почему так получилось, в компании Илона Маска не объяснили. Как сообщают СМИ, там только отметили: должно было совпасть множество факторов, и команда нарушила критерии подтверждения операции.

А еще совсем недавно, в октябре, весь мир в прямом эфире мог видеть ликование сотрудников SpaceX, когда им впервые в истории удалось вернуть на стартовую площадку первую ступень Super Heavy.

Как отмечают эксперты, обычно разгонные ступени после отстыковки становятся неуправляемыми и падают на землю или в океан. Тогда же первую ступень впервые удалось "поймать" при посадке: захват был сделан с помощью системы Mechazilla - гигантской башни с механизированной рукой. Эта система предназначена для сокращения в будущем времени "оборота" запусков Starship.

Ранее американский миллиардер заявил, что в 2024 году его компания планирует совершить шесть полетов Starship. Испытания Starship предполагают не только сохранение ступеней многоразовой транспортной системы - ракеты Super Heavy и корабля - но и перезапуск двигателей Raptor в космосе.

Ракетный комплекс SpaceX считается самым большим аппаратом, запущенным в космос. Общий вес системы - 5 тысяч тонн, высота первой и второй ступени вместе - 120 м. При этом ускоритель Super Heavy оснащен 33 метановыми двигателями, шесть двигателей Raptor питают космический корабль Starship. Ракета-носитель способна выводить на низкую околоземную орбиту до 150 тонн грузов. Вместе с тем ускоритель планируют использовать для полетов в окрестности Луны, куда она сможет доставить до 100 тонн.

Кстати, на 2025 год запланирован полет сразу двух Starship, которые должны провести стыковку на орбите и совершить демонстрационную перекачку топлива. Такая дозаправка требуется для межпланетных полетов.

Полеты в космос - удовольствие супердорогое. И в этом смысле многоразовость космических систем играет очень важную роль в снижении себестоимости космических услуг. Многие специалисты и у нас, и за рубежом считают: повторное использование элемента ракеты позволит серьезно сократить стоимость коммерческих запусков. Ведь первая ступень ракеты - самая дорогая в производстве: цена ее маршевых двигателей составляет десятки миллионов долларов.

Надо сказать, что именно с успехами Starship связывают еще один амбициозный проект Маска - заменить самолеты на ракеты. О нем сегодня не говорит разве что ленивый, хотя впервые эта концепция была представлена еще в 2017 году.

Согласно задумке, в ракету смогут поместиться до 1000 пассажиров. Космический аппарат после запуска должен проследовать на орбиту и добраться до места назначения, следуя параллельно земле. Из Лондона в Нью-Йорк можно будет попасть таким образом за 30 минут, из Нью-Йорка в Шанхай - за 39 минут, а из Цюриха в Сидней - за 50 минут. Для сравнения: обычный самолет летит из Нью-Йорка в Шанхай 15 часов.

Семь лет назад Илон Маск отмечал, что орбитальные полеты помогут сэкономить время не только бизнесменам, но и туристам. А обойдется такой рейс примерно в 10 тысяч долларов (почти 1 млн рублей).

И вот после победы Трампа, когда один из пользователей соцсети Х написал, что теперь SpaceX может в течение нескольких лет получить одобрение Федерального управления гражданской авиации США на эту программу, Маск подтвердил: "Теперь это возможно".

Правда, за бортом пока остается масса вопросов. Скажем, пассажирам Starship придется испытать серьезные нагрузки из-за давления. Астронавтов к этому специально готовят. Как будет здесь, неясно. Среди других минусов - очень дорогие билеты. Как пишут, их предполагаемая стоимость не раскрывается. Но в настоящее время один запуск аналитики оценивают как минимум в 50 млн долларов.

Однако самый главный вопрос - безопасность "орбито- или ракетопассажиров". Вот с этим - ну очень большой вопрос.

Мнение

Владимир Бугров, разработчик проектов экспедиции на Марс и Луну, ведущий конструктор по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для высадки на Луну и "Энергия-Буран":

- Переместить тысячу пассажиров общей массой 70-90 тонн на межконтинентальные расстояния и обеспечить их жизнедеятельность в течение 1-2-х часов средствами SpaceX технически возможно. Для осуществления таких пассажирских перелетов в Лондоне, Нью-Йорке, Шанхае, Цюрихе, Сиднее и других крупных мегаполисах потребуется создание комплекса средств для обеспечения подготовки, заправки, старта и посадки не только аппаратов Starship, но и разгонных ступеней Super Heavy. То есть по сути создание в городах космодромов. Это вряд ли будет приемлемо по соображениям безопасности и, скорее всего, повлечет удаление космодромов от густонаселенных районов, что добавит к получасовому времени перелета, возможно, несколько часов.

Создание и эксплуатацию таких стартовых и посадочных комплексов должны осуществлять большие коллективы высококвалифицированных специалистов, многие из которых - "штучный товар". И для "тиражирования" таких коллективов SpaceX придется решить проблему подготовки кадров. Чтобы существующий сегодня ракетно-космический комплекс Starship-Super Heavy вместе со всей наземной структурой стал надежным и пригодным для регулярных пассажирских перелетов, нужна огромная статистика успешных запусков. Эту задачу SpaceX, видимо, придется решать, начиная с межконтинентальных грузовых перевозок.

Вопрос экономической целесообразности такого проекта, видимо, центральный и не должен повторить судьбу нерентабельного корабля Спейс Шаттл. Кроме того, не каждый желающий может быть допущен к космическому полету по медицинским показаниям.

Хотелось бы, чтобы Илон Маск, являясь не только успешным предпринимателем, но и, в первую очередь, талантливым конструктором, не забывал о своем первоначально объявленном назначении Starship - осуществлении пилотируемых экспедиций на Марс. В достижении этой цели я как непосредственный участник несостоявшегося советского межпланетного проекта желаю Маску непременных успехов.

Поделиться