Строго говоря, закон запрещает забирать у должника личные вещи, например, одежду, домашнюю мебель и, конечно же, домашних питомцев. Как бы сухо это ни звучало, но с точки зрения закона кошки и собаки, живущие с нами, являются нашим имуществом. Причем некоторые из них дороги не только нашему сердцу, но и в принципе. За них на рынке можно выручить хорошие деньги.
Потому на практике и возник вопрос: если собака - друг человека, то не поможет ли она своему человеку расплатиться с долгами?
В данном деле некий гражданин был признан банкротом по заявлению налоговой службы. У жены банкрота есть семь немецких овчарок. Собаки привиты, чипированы, у них есть ветеринарные паспорта. Все овчарки - регулярные участники международных выставок.
Все, что нажито в браке, де-юре является совместным имуществом. Свора (то есть - дружная компания) собак - тоже семейный актив. Поэтому финансовый управляющий пришел к выводу, что породистые собаки - вполне ликвидное имущество. Лающая компания была включена в конкурсную массу. Это значит, что собак могли выставить на продажу.
Должник обратился в суд, требуя оставить псов в семье. Но пока - на данном этапе - не смог убедить Фемиду. Арбитражный суд Западно-Сибирского округа признал, что собак семьи банкрота можно реализовать с торгов. Сейчас должник обратился в Верховный суд РФ с кассационной жалобой на судебные акты. Решение о передаче жалобы для рассмотрения будет принято в начале марта.
"Комментируемый спор представляется очень важным для практики, так как в нем разрешается вопрос о пределах допустимого вмешательства в частную жизнь банкрота, возможности обращения взыскания на все, что формально возможно отнести к имуществу", - подчеркнул старший юрист Бюро адвокатов "Де-юре" Николай Полуситов.
Арбитражный суд, принимая решение, что семь немецких овчарок не являются домашними животными, а используются в предпринимательской деятельности, сослался на ряд обстоятельств. Например: собаки живут не с хозяевами, а на садовом участке матери супруги должника. При этом овчарки не гуляют по комнатам, а находятся в специальном вольере с замком. Их дрессируют, возят на выставки. Сами по себе псы породистые, стоят дорого. И семь собак - это не совсем обычное число для домашней собачьей стаи. "На основании указанных фактов суд округа пришел к выводу о допустимости продажи животных в рамках процедуры банкротства должника, - говорит Николай Полуситов. - С одной стороны, судебные акты о возможности продажи животных формально соответствуют букве закона. Однако с этической точки зрения продажа разумных зверей, имеющих чувства и привязанность к хозяину, вероятно, недопустима. Но полагаю, что точку в этом вопросе должен поставить Верховный суд РФ".