- Сергей Юрьевич, как получилось, что именно на вас пал выбор?
Сергей Волков: У меня за спиной восемь лет в должности проректора, причем по разным направлениям. Мы с командой успешно реализовали несколько национальных проектов - инфраструктурных, сетевых образовательных программ. Не все было гладко и просто, но мы точно знаем, что и как должны делать и к какому результату прийти. До этого я был помощником проректора, прежде - бойцом студенческих отрядов, а потом возглавлял их движение в Челябинской области.
Последние два года я находился в кадровом резерве министерства науки и высшего образования РФ, проходил курсы повышения квалификации и, если честно, готовился к ректорству в России. Рассматривалось два вуза. Но совершенно неожиданно мне поступило предложение возглавить КРСУ. Изучив его цели и задачи, я понял, что это направление для меня интереснее. Такая здоровая амбиция, которую хотелось бы реализовать. Думаю, удастся, тем более, приехал я не один, а с командой.
- А кто они - члены вашей команды?
Сергей Волков: Это четыре проректора, которые приехали со мной, и пятый на подходе. Каждый - профессионал в своем направлении, они не понаслышке знают проблемы университетов и как их решать. Решение ехать в Кыргызстан было командным,так что это вызов для всех нас.
Кстати, одна из первых проблем, которую мы выявили в КРСУ, - отсутствие коммуникаций между сотрудниками. К сожалению, коллеги не привыкли решать задачи сообща. Но это, конечно, не главная трудность. Проанализировав ситуацию, мы отметили следующие "темные" зоны: инфраструктурные, отсутствие общежитий, недостаточность охвата средним специальным образованием. Несмотря на то что именно это направление сегодня набирает обороты, мы готовим всего лишь по двум - бухгалтерский учет и дизайн одежды.
- На базе чего вы готовите этих специалистов? В КРСУ, насколько известно, нет таких направлений.
Сергей Волков: Мало кто знает, что в университете есть два структурных подразделения, которые занимаются абитуриентами, - школа и колледж. Это такой предуниверсарий. Если про школу при вузе информации больше, с колледжем ситуация совсем иная. Мы намерены это исправлять. К слову, работая в России, мы очень серьезно занимались развитием доуниверситетского воспитания и образования. Открыли свою проектную школу. У нас был, да и сейчас активно развивается колледж. Создали академию детства - для дополнительного дошкольного образования буквально с трехлетнего возраста. Все это делается для того, чтобы связь с университетом и у ребенка, и у родителей устанавливалась гармонично, плавно.
- То есть вы хотите воспитывать будущих студентов буквально с детсада?
Сергей Волков: Это очень правильный подход. Ученик привыкает к инфраструктуре и людям, с которыми общается, вливается в единую образовательную политику. И мы все это можем реализовать в КРСУ. Начали со школы. С недавнего времени она стала бесплатной. Будут внесены и другие изменения - конкурсный отбор, четыре профессиональных направления для старших классов. Школа должна стать важной ступенью в подготовке хороших будущих абитуриентов.
Первым делом мы пообщались со старшеклассниками, а поняв, что они мало знают о вузе, на базе которого получают образование, взяли автобус и повезли их по всем факультетам. И, поверьте, у них буквально на глазах начало меняться мировоззрение. Больше всего понравился медицинский факультет, хотя достоин внимания будущих студентов, безусловно, и любой другой. У "технарей" вообще уникальная база - такого оборудования, вполне возможно, нет в других вузах Кыргызстана. Кстати, возвращаясь к внутренним коммуникациям, не все педагоги знают, что происходит на других факультетах. Поэтому теперь еженедельное деканское совещание мы проводим в разных локациях. Каждый из нас должен знать университет от и до.
К слову, интересный момент. В процессе дискуссий мы решили, что вузу нужна сувенирная продукция. И студенты факультета архитектуры и дизайна предложили потрясающие картины из войлока, значки, плакаты и многое другое. Обсуждая их проект, мы поняли, что можем привлечь к нему разные факультеты, в том числе и "технарей", ведь это и экономия, и практика для студентов. Но самое главное - вовлеченность наших ребят, причем на самых разных уровнях.
- И в управление вуза тоже?
Сергей Волков: Это уже, по сути, происходит. Например, недавно мы объявили аукционы на капитальный ремонт, прошу прощения, в уборных. Дизайн-концепт того, как они будут выглядеть, разработали сами студенты. А прямо сейчас проектируем холл для будущей приемной кампании в главном корпусе. Недавно мы закончили диалог с ребятами о нашей вузовской базе отдыха "Жаштык". Студенты-управленцы и маркетологи провели исследования. рассказали, как и что нужно сделать, чтобы улучшить работу объекта. И опять же к вопросу о коммуникациях - оказалось, что до нас на эту базу студентов не возили! Помимо этого мы провели стратегическую сессию, где обсуждали концепцию развития вуза. Самыми активными были опять-таки учащиеся.
- Одной из проблем вуза долго называли вопрос справедливой оплаты труда педагогов.
Сергей Волков: До недавнего времени зарплата оставалась главным вопросом, которым был озабочен педагогический состав. Сейчас он снят. Начисление стало понятным, выплаты увеличились в два-три раза.
Это стало возможным благодаря тому, что за три месяца, которые наша команда работает, мы утвердили более 40 нормативных документов. В первую очередь - устав, а уже на его основе подписали положение об оплате труда, о конкурсном избрании на должности и так далее. Но должен сказать, что с ростом оплаты мы повышаем и требования к образовательному процессу. Это будет следующим этапом нашей работы. Такого, что идет лекция или семинар, студенты сидят, а преподавателя нет, больше не будет. Как не станет и "пустых" онлайн-сессий. Да и к набору студентов подход будет меняться. Мы перейдем от количества к качеству, учитывая грантовые и коммерческие места, если примем 1900-2000 ребят с высоким уровнем подготовки. Больше на данном этапе и не надо.
- Какими видят будущее КРСУ и свою роль в его трансформации студенты вуза?
Сергей Волков: Говорят буквально: дайте точку опоры, окажите поддержку, и мы будем развивать вуз сами! Мы идем навстречу и создаем для них возможности. Сегодня у них есть бюджет, они готовы к реализации намеченных планов. В целом, это ребята достаточно амбициозные. Уже создан спортивный клуб. Его возглавил студент третьего курса. За клубом будут закреплены все спортобъекты вуза, прикреплено 15 сборных. Кстати, наши команды достаточно успешны на различных соревнованиях - по футболу, баскетболу, теннису, киберспорту и другим направлениям. Однако до сих пор им не хватало поддержки от руководства университета. Доходило до того, что у девочек из сборной по баскетболу не было формы! Все это будем последовательно решать, искать спонсоров, партнеров.