Чем ярче индивидуальность дирижера, тем острее потребность добиться взаимопонимания с музыкантами
Швыдкой: Новые дирижеры должны будут доказывать право стоять за пультом оркестров с давней историей
Михаил Швыдкой
Михаил Швыдкой / Александр Корольков/РГ
В наступающем сезоне во главе трех столичных оркестров оказались молодые музыканты, назначение которых прошло не без сложностей, но было ожидаемым. Сорокалетний Филипп Чижевский стал главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра России, тридцатичетырехлетний Арсентий Ткаченко при президентстве Владимира Федосеева возглавил Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского, а тридцатидвухлетний Федор Безносиков был приглашен в качестве руководителя оркестра театра "Новая опера".

Мастера, занимающие эти во многом ключевые позиции в музыкальном мире, всегда были под пристальным и нередко пристрастным оком профессиональной критики, широкой публики и культурного начальства. И хотя у дирижеров больше свободы, чем, скажем, у режиссеров, у каждого из назначенцев были великие предшественники, с которыми их будут сравнивать. Из живущих можно назвать В. Федосеева, из ушедших - Е. Светланова, Г. Рождественского, Е. Колобова.

Свобода свободой, но у артистов оркестра существуют свои представления о прекрасном, связанные, как правило, с традициями, сложившимися в коллективе. Хотя, к счастью, у нас нет традиции, как в некоторых странах, определять имя будущего руководителя оркестра с помощью голосования музыкантов, тем не менее к их коллективному голосу вынуждены прислушиваться.

У новых главных дирижеров были великие предшественники, с которыми их будут сравнивать

Не стану приводить цитаты из воспоминаний Галины Вишневской, где она защищает А. Мелик-Пашаева, главного дирижера Большого театра до 1962 года, от Е. Светланова, занявшего этот пост в 1963 году. В них много субъективного. Но эпизод из своего опыта уместно вспомнить.

В 1995 году министр культуры РФ Е. Сидоров поручил мне, в ту пору его заместителю, отправиться в Санкт-Петербург, чтобы разобраться в конфликте, разгоревшемся между Ю. Темиркановым и музыкантами заслуженного коллектива, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. До 1988 года на протяжении полувека этим уникальным творческим организмом руководил Е. Мравинский, который создал эталон симфонизма ленинградской музыкальной культуры. Он был признан во всем мире в качестве творческого лидера, гениального дирижера, обладающего безоговорочным авторитетом и безупречным вкусом. Ю. Темирканов, который дебютировал в этом коллективе в качестве дирижера-ассистента в 1967 году, прекрасно знал творческий почерк и самого Мравинского, и возглавляемого им оркестра. Но при всем своем волшебном даре, при музыкальной изысканности и артистизме, усвоивший уроки выдающегося педагога И. Мусина и самого Е. Мравинского, он был художником другого темперамента, другой художественной манеры.

К 1995 году Ю. Темирканов уже семь лет руководил оркестром, сохраняя его лидерство в российской и мировой культуре. И тем не менее одним из главных аргументов восставших оркестрантов было то, что Ю. Темирканов разрушает традиции Е. Мравинского, меняя его "штрихи" в исполняемых произведениях. У них было много других - вполне материальных - претензий к своему главному дирижеру. Но для того чтобы их не обвинили в меркантильности, они прежде всего выступали борцами за подлинное искусство, за сохранение наследия гениального предшественника нынешнего главного дирижера.

Это был тот нечастый случай, когда после пятичасового собрания удалось прийти к обоюдному согласию, назовем его разумным компромиссом. Но нужно было быть Ю. Темиркановым, чтобы этот компромисс принес высочайший художественный результат. И по сей день, уже под руководством Н. Алексеева, первый оркестр Санкт-Петербургской филармонии сохранил особую безупречную академическую манеру, заложенную еще Е. Мравинским и обогащенную Ю. Темиркановым.

Есть старая музыкантская шутка по поводу главных дирижеров: "Кто за пультом, тот и главный". Новые назначенцы должны будут доказывать свое право стоять за пультом оркестров с давней и славной историей. И никакие ссылки на молодость не будут работать. Тем более что их молодость вполне относительна.

Специально заглянул в биографические справочники. Е. Светланов стал главным дирижером оркестра Большого театра 35 лет от роду. Ю. Темирканов в 30 лет был назначен руководителем второго Симфонического оркестра Ленинградской филармонии (что было невозможно без согласия Е. Мравинского), а в 38 стал главным дирижером и музыкальным руководителем Кировского (ныне Мариинского) театра. В. Гергиев в 35 лет сменил Ю. Темирканова на этом посту.

Чтобы возникла симфония в отношениях музыкантов и дирижера, нужно пройти путь узнавания

Вспоминаю все это лишь для того, чтобы было понятно: при всех "возрастных сдвигах" нынешние дирижеры возглавили оркестры не "на вырост", а в зрелые годы своей жизни, предназначенные для творчества. И чем ярче индивидуальность дирижера, тем острее потребность добиться взаимопонимания с теми 100-120 музыкантами, без которого невозможны даже сносные художественные результаты. О взаимной нелюбви между оркестровыми музыкантами и дирижерами существуют сотни анекдотов и драматических историй. Но есть и великие истории любви, которые дарят артистам и публике поистине возвышенные мгновения искусства, когда оркестр под рукой мастера становится единым целым, устремленным к небесам.

И в этом смысле им будет не легче, чем В. Панкову, назначенному художественным руководителем московского "Ленкома", который определил в качестве одной из своих первых работ "Оркестр" по мотивам фильма Феллини "Репетиция оркестра". Нужно пройти трудный процесс взаимного узнавания, избежать хаоса и диктатуры, чтобы найти ту симфонию отношений между музыкантами оркестра и дирижером, которая необходима для творчества.

Михаил Швыдкой
доктор искусствоведения
Поделиться