Жить с достоинством можно и в самых трудных обстоятельствах
Миркин: Декабристы пытались связать народный и личный интересы, чтобы всем было лучше
Научный руководитель Института экономики роста Яков Миркин.
Научный руководитель Института экономики роста Яков Миркин. / Из личного архива автора
Как жить при коммунизме? Для этого нужно попасть на каторгу в 1827-1828 гг., в деревушку по имени Чита (наша, нынешняя!), на 75 домов, за 6 с лишним тысяч верст от Петербурга. Кем попасть? Декабристами. Их там - злоумышленников - собралось больше 80, в кандалах, всех возрастов и видов, от самых великосветских (в прошлом) до тех, кто мелкопоместен, в низких чинах, без денег и имущества.

Как ужиться князю Волконскому, Рюриковичу, генерал-майору, 40+ лет в одном апартаменте (на 16 человек, нары) с подпоручиком Горбачевским, мелким помещиком, на 10 с лишним лет младше? Как соседствовать в бараке русскому князю Трубецкому, поляку Руткевичу, греку Мозгану, итальянцу, католику Поджио и лютеранину, немцу, барону Розену? "Половина моих товарищей были или небогаты, или были забыты родными, другие были очень богаты" (Розен. "Записки декабриста").

Да никаких проблем! Все они - россияне. Все желали изменений в Отечестве, готовы были жизнь за него положить. Пытались связать народный и личный интересы так, чтобы всем было лучше. Значит - способны выжить в любых условиях, быть гибкими, думать, стремиться, отвечать с достоинством и честью - на вызовы.

Так как ужиться? День за днем? N 1 - на каторге все равны. Всё, что поступает из-за Урала, из прекрасного далека, делить на всех поровну. Так они решили. N 2 - создать Большую артель, один за всех - и все за одного. Жить по ее Уставу. Вот что сказано в нем (Записки Басаргина). Сначала о деньгах, они - основа бытия. На 4-8 копеек в день, отводимых казной на каждого, жить нельзя (Лорер. "Записки декабриста"). Это 15-30 руб. в год - нельзя. На каждого в год должны быть 500 руб. ассигнациями. 500 руб. в 1827 г. - примерно 1,2 млн. руб. (2025). Сумма хорошо знакома среднему классу в России. Не шиковать, но и не бедствовать.

Есть общая касса. Все, кто получают 500 руб. в год и меньше, вносят их "сполна". Те, у кого больше 500 руб., - вносят 500 руб., а остальное - по желанию. Все деньги делятся на 3 части: а) продовольствие, в общий котел, б) каждому - отдельно, но всем поровну, в) на хознужды артели в целом + помощь отъезжающим из острога, по 1000 руб. каждому на дорогу и обустройство. Всегда в запасе 12 тыс. наличных. Коммунизм!

Н. Репин. Декабристы в читинском остроге. 1829 г. Фото: Государственный исторический музей

Всем заведуют выборные: хозяин всего общественного - на год, закупщик, казначей, огородник (это высокие должности!). Всё - строго по сметам на год. Превысить их - ни-ни! Если цены выше, чем ждали, и денег не хватает, урезать выдачу чая и сахара. За каждую копейку - отчет! Любой минфин зарыдал бы от умиления!

Утопия? Никто из них потом, спустя десятилетия, сбросив оковы, слова плохого не сказал о Большой артели. Только умиление - как чудесно нам было, 70-80 здоровым мужикам! 5 часов в день - земляные работы, в холода - ручные мельницы, молоть муку. "Эта работа имела полезное влияние на наше здоровье; никогда не заставляли нас работать сверх силы и в худую погоду не высылали на работу" (Розен - М. Малиновской. 21.10.1832).

Решительно все делили между собою: и горе, и копейку

Вместо нар купили кровати. "Одежду и белье носили мы все собственные; имущие покупали и делились с неимущими. Решительно все делили между собою: и горе, и копейку. Дабы не тратить деньги даром... некоторые из числа товарищей сами кроили и шили платья. Отличными закройщиками и портными были П.С. Бобрищев-Пушкин, Оболенский, Мозган, Арбузов. Щегольские фуражки и башмаки шили Бестужевы и Фалленберг; они трудами сберегали деньги". Апостольскя жизнь! (Розен. "Записки декабриста").

Дворяне, белая косточка. Бобрищев-Пушкин - поэт, богослов-самоучка. Оболенский - князь (титула лишен). Арбузов - моряк. Николай Бестужев - моряк, писатель, живописец. Михаил Бестужев - гвардеец, писатель. Фалленберг - подполковник, лютеранин, воевал в 1812 г. Отличные офицеры, закройщики, портные и сапожники. "Оболенский пожертвовал мне свое байковое одеяло, из которого мне было сшито что-то вроде казакина" (А. Беляев. "Воспоминания декабриста").

А кто столярничает? "Особенно способными оказались тот же Пушкин, Фролов, Загорецкий и Кюхельбекер... Я также взял на себя сделать большой стол для обеда и чая... Стол мой оказался таким, что для употребления... ему понадобилось связывать ноги... Это произведение моего искусства вызвало взрыв хохота, повторявшегося много дней" (А. Беляев. "Воспоминания декабриста"). Кюхельбекер - столяр? Он взирает на звезды, мучается и сочиняет. "Старик Гомер со мною часика два разговаривал после обеда" (Кюхельбекер. Дневник).

Один за всех, и все за одного! К барону Розену в Сибирь прибыла жена. "Я хотел угостить жену артельною кашею, но Давыдов предупредил меня, и... на бульоне сварил такую кашицу, какой лучший повар вкуснее не сварит" (Розен. Записки декабриста). Василий Давыдов - герой войны 1812 г., поэт, отец 13 детей. И еще - "проказник умный" (Ал-р Пушкин)!

Через год у Розена рождается сын. "К. П. Торсон сделал для сына морскую койку; Н. А. Бестужев сделалъ винты и пряжки и привесил койку на надежных ремнях... У Бестужева были руки золотые" (Розен. "Записки декабриста"). Торсон - моряк, механик, изобретатель, всех баловал рассказами о кругосветных путешествиях. Его именем был назван остров в Атлантическом океане.

Нельзя терять время! Каторга на многие годы? Получите - "каторжную академию"! Переводят на русский десятки книг. Друг друга учат языкам. Хотите латынь или итальянский - пожалуйста! Польский - нет проблем! Английский? Научат! Понять наши финансы - Торнсон. История нашего мореплавания - Бестужев. Русская старина - Корнилович. Литературные чтения - да кто угодно. Кто пел, кто играл на дудочке. Скрипка? Почему бы нет! Рояль, фортепьяно, флейта, гитара - в отдельном домике (Н. Лорер).

Еще у них были ангелы! Восемь женщин, прибывших в Читу (6 - к мужьям, 2 невесты). "Пришли за тысячи верст влачить дни свои в Сибири на груди своих злополучных мужей" (Н. Лорер). Подвергнуты гражданской смерти, как и мужья. Дети? В Сибирь - нельзя, запрет, оставлены родным. И поначалу - один лишь час свиданий, два раза в неделю. Через них - письма под диктовку (первое время запрещено писать), деньги, документы. Подкармливали всех. "Зимою наши благодетельницы присылали нам в острог целые кастрюли шоколаду" (Н. Лорер).

"Первое время... мы не имели ни провизии, ни посуды... Нам шло по 8 коп., полагавшихся по закону... мы должны были сидеть на одном хлебе и воде, но в это-то самое время мы имели такое содержание, которое можно было назвать роскошным. Все это присылалось от наших дам. Чего не приносили нам от этих чудных добрых существ! ...Как они это делали? ...Откуда могли они доставать такие огромные количества провизии... ведь нас было сначала человек тридцать, а потом еще более... Кто, кроме всемогущего Мздовоздателя, может достойно воздать вам, чудные ангелоподобные существа! Слава и краса вашего пола! Слава страны, вас произрастившей!" (А. Беляев).

Между тем женщины обустроились, построили себе дома и - Чита, бедная деревня, стала процветать! "Они обогатили весь Читинский округ, и мы, вероятно... оставили там... более полутора миллиона рублей" (Лорер).

Так они выживали - множество разгневанных мужчин, годами трущихся на одном пятачке. Братство, помощь, равенство, выживать всем вместе, учиться и учить, быть в книгах, двигаться в умениях, приспосабливаться, творить, надеяться, готовиться к будущему. Быть для себя - и для всех. Еще ведь, после всех облегчений, милостей и освобождений, была "малая артель", помогающая всем, кто бедствует.

Так в чем природа российского человека? В загнанности? В вековом подчинении? В ловкости: всегда устроится? Нет, дай шанс - в нем сразу же раскрываются внутренняя свобода и чувство собственного достоинства. Один за всех - и все за одного. Лишь бы комендант был на высоте. Все они всегда с благодарностью поминали коменданта - генерала Лепарского, его ум, доброту, способность сочувствовать, не отклоняясь от правил, и природную честь. Он дал им создать это братство.