04.02.2014 16:00
Власть

В ЦФО чиновники и депутаты взялись за оптимизацию расходов

В ряде регионов ЦФО оптимизация бюджетных расходов не ударила по карманам чиновников и депутатов
Текст:  Светлана Биткина (Владимир) Ольга Глазунова (Липецк) Денис Передельский (Орел) Анна Скрипка (Белгород) Элина Труханова (Кострома-Ярославль)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №23 (6295)
Сложная ситуация с бюджетными доходами заставила чиновников и депутатов заняться оптимизацией расходов. В некоторых регионах ЦФО, к удовлетворению населения, власти начали с себя - взялись уменьшать расходы на свое содержание и продекларировали решимость сократить штатное расписание и премии. Впрочем, как выяснили корреспонденты "РГ", не везде этот процесс идет легко, хуже того - есть и обратные примеры.
Читать на сайте RG.RU

Обрезали "парашюты"

Депутаты Липецкого горсовета приостановили действие пункта городского Устава, который предусматривал денежные гарантии высокопоставленным чиновникам мэрии и горсовета в случае их увольнения по уважительным причинам или добровольной отставки.

Бюджеты регионов ЦФО сохранили социальную направленность

Согласно Уставу, право на "золотые парашюты" имеют главы органов местного самоуправления, их заместители, руководитель аппарата городского Совета, а также депутаты, работающие в нем на постоянной профессиональной основе. Денежное содержание в случае ухода из органов власти было гарантировано и высокопоставленным начальникам структурных подразделений аппарата горсовета и администрации Липецка.

Получать назначенное на день увольнения денежное содержание муниципальные служащие могли в течение года до того момента, как найдут себе новую работу. Также для чиновников и депутатов были предусмотрены доплаты и на случай, если их зарплата на новом месте окажется ниже прежней.

Конечно, на фоне время от времени появляющихся в СМИ сведений о "золотых парашютах" топ-менеджеров выплаты липецким чиновникам выглядели достаточно скромно. Их размер зависел от зарплаты и срока безработицы, тем не менее, только в 2011 году на эти цели для четырых должностных лиц из городского бюджета было выделено почти три с половиной миллиона рублей. Однако саму практику годового "кормления" из бюджета после увольнения признали порочной и прокуратура, и общественность, и сами депутаты. К тому же, в Липецке были прецеденты, когда высокопоставленные руководители, получив денежные гарантии по случаю увольнения, спустя некоторое время вновь возвращались к своим обязанностям.

- Необоснованные выплаты значительно увеличивали расходную часть бюджета, выделяемую на финансирование законодательного органа муниципального образования, и противоречили требованиям федерального антикоррупционного законодательства, - отмечает прокурор Липецкой области Константин Кожевников.

На незаконность "золотых парашютов" прокуратура Липецкой области указала еще весной прошлого года. Тогда же депутаты липецкого горсовета приостановили действие спорной статьи на 2013 год. Мнение прокуроров было учтено при разработке новой редакции Устава Липецка. Однако этот главный документ города до сих пор не принят - его выносили на рассмотрение на сессию еще прошлой осенью, но необходимого числа голосов он не набрал. Поэтому в нынешнем году выплаты увольняющимся муниципальным служащим вновь пришлось блокировать в "ручном режиме".

- Бюджет принимается каждый год, поэтому и изменения вносятся только на год, - прокомментировал председатель горсовета Игорь Тиньков. - Однако сомнений в том, что такие льготы должны быть отменены окончательно, нет ни у кого. Эта поправка у нас содержится в новой редакции Устава. Это объемный документ, сейчас продолжается его согласование. Мы очень надеемся, что в этом году он все же будет принят. И тогда обсуждаемая норма окончательно уйдет в историю.

Снизят нагрузку

Как выяснили корреспонденты "РГ", оптимизация бюджетных расходов ударит по карманам чиновников и депутатов и в других регионах.

Так, в правительстве Белгородской области из-за сложностей с бюджетными платежами пересмотрели штатное расписание. Перемены коснулись каждого департамента и администрации губернатора. Некоторые отделы, где работали по три человека, пришлось укрупнить за счет других подразделений, некоторые были расформированы. Десяткам чиновников пришлось занять посты пониже: в рамках реформы у начальников управлений не стало первых заместителей. Эти должности попросту убрали из реестра. При этом у чиновников изменился не только статус, но и зарплата - приставка исчезла вместе с прибавкой. Однако общее количество чиновников сократилось ненамного.

За минувший год количество муниципальных служащих в администрации Костромы росло как снежный ком

В администрации Костромы об оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления задумались еще в конце прошлого года. Именно тогда на заседании коллегии горадминистрации впервые обсудили возможность сокращения надбавок по различным видам чиновничьих выплат. Недавно эта тема была продолжена на комиссиях гордумы и коллегии при главе Костромы Юрии Журине. В частности, предлагается уменьшить муниципальным чиновникам надбавки за особые условия труда и стаж. По мнению разработчиков проекта, это будет мотивировать на результативную работу, а в итоге приведет к введению новой системы премирования.

В ЦФО сохранят выплаты региональных маткапиталов

В ближайшей перспективе у костромских чиновников не будет и "золотых парашютов", но как и в Липецке, эта инициатива потребует внесения изменений в Устав города и положение о муниципальной службе, то есть будет реализована еще не скоро.

- "Золотые парашюты" надо убирать, - заявил на заседании коллегии председатель комитета по экономической политике и предпринимательству костромской облдумы Сергей Галичев. - Вспомните, Ирина Переверзева (мэр Костромы с 2003 по 2008 годы - Прим. ред.) уходила - "полбюджета вынесла".

В городской администрации грядет и сокращение рабочих мест, правда, несущественное. По словам Юрия Журина, за минувший год количество муниципальных служащих в администрации росло, как снежный ком. В результате сейчас там работают 412 человек вместо 367, как положено по нормативу. Сейчас власти рассматривают предложение довести штат до 392 сотрудников, передав при этом часть функций администрации на аутсорсинг.

В отличие от Костромской области, где штат региональных чиновников на 17 процентов был сокращен еще в 2012 году, в соседней Ярославской оптимизация только начинается. О грядущем сокращении расходов на содержание служащих, которое позволит сэкономить 190 миллионов бюджетных рублей, в конце прошлого года заявили в правительстве области.

- Бюджет 2014 года очень сложный. В этих условиях необходимо искать возможности для экономии. Решено сократить штаты органов исполнительной власти региона, а также затраты на их текущее содержание на 10-15 процентов, - пояснил первый замгубернатора - председатель правительства Ярославской области Александр Князьков.

Кроме того, по его словам, все несвойственные органам власти функции будут переданы на аутсорсинг. В конце прошлого года областные власти заявили, что в списке сокращаемых уже 109 госслужащих. Однако эта цифра не окончательная. В правительстве создана постоянно действующая комиссия для анализа работы каждого департамента и управления, поэтому предложения по сокращению штатов, вероятно, еще последуют.

Битва за бонусы

В Орле сокращение депутатских льгот вылилось в настоящую битву и растянулось на несколько месяцев. Еще осенью в горсовет поступил протест из прокуратуры - ведомство требовало исключить один из пунктов о льготах из "Положения о порядке назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения". Он предусматривает выплату из муниципальной казны пенсии депутатам, проработавшим в парламенте не менее трех лет на постоянной основе. Прибавка существенная: 70 процентов от суммы депутатского заработка, а это около 60 тысяч рублей в месяц.

Чрезмерное соцобеспечение узкого круга лиц за счет сокращения расходов на жизненно необходимые цели недопустимо

- Решение о начислении дополнительной пенсии было принято пять лет назад, - пояснила сотрудник пресс-службы горсовете Елена Сусоева. - Его и оспаривает прокуратура, полагая, что оно противоречит законодательству.

Зампрокурора Советского района Василий Воробьев просил депутатов удовлетворить протест.

В Черноземье самый большой бюджет в 2014 году освоят воронежцы

- Норма противоречит федеральному законодательству и нарушает принципы социальной справедливости, что неприемлемо при нынешней финансовой ситуации, - отметил он. Однако народные избранники проголосовали против, после чего прокуратура обратилась в суд. Любопытно, что в процессе на ее стороне выступил мэр Орла, он же спикер горсовета, Сергей Ступин. А оппонировало ему... правовое управление горсовета, пытавшееся доказать, что закон не нарушен.

- Дополнительное пенсионное обеспечение устанавливается горсоветом самостоятельно с учетом возможностей бюджета города, - заявил в суде Сергей Ступин. - Сейчас эти возможности ограничены из-за дефицита бюджета и вынужденного сокращения многих статей расходов. Чрезмерное соцобеспечение узкого круга лиц за счет сокращения расходов на жизненно необходимые цели, на мой взгляд, недопустимо.

В итоге депутаты все же удовлетворили прокурорский протест и отменили спорный пункт, тем самым прекратив судебный процесс.

Кстати, в конце прошлого года в облсовете обсуждали вопрос о существенном - на 10-20 тысяч рублей - повышении депутатских зарплат. Он даже был включен в повестку дня сессии, но накануне его все же сняли с рассмотрения.

Рост на фоне сокращения

Между тем во Владимирской области к концу 2014 года зарплаты руководителей вырастут в два раза. Повышение коснется 54 высокопоставленных чиновников. Зарплата руководителей региона "привязана" к денежному содержанию федерального министра: у спикера ЗС и губернатора с 1 ноября 2013 года она составляет 271 тысячу рублей, а с 1 сентября 2014-го дойдет до 426 тысяч. На эти цели до конца года дополнительно выделено более шести миллионов рублей.

Соответственно, выросла и зарплата ряда чиновников рангом ниже, которая рассчитывается от губернаторской. К примеру, 86,5 процента от 271 тысячи рублей будут получать председатель областной счетной палаты и первые заместители губернатора, 76,6 - вице-губернаторы и вице-спикеры заксобрания, 76 - председатель облизбиркома... На фоне весьма скромного уровня благосостояния владимирского населения - средняя зарплата по области составляет около 18 тысяч - и повышения довольствия бюджетников на 17 процентов эти цифры выглядят астрономическими.

Один из авторов закона, увеличивающего зарплату для должностных лиц, депутат заксобрания Роман Кавинов попытался объяснить землякам обоснованность диспропорции между зарплатами бюджетников и чиновников.

На улучшение благосостояния работников дошкольного образования и культуры, количество которых исчисляется тысячами, до средней зарплаты по экономике Владимирской области понадобятся сотни миллионов рублей. А служащих, занимающих высокие руководящие должности, можно по пальцам пересчитать. Следовательно, в масштабе областного бюджета расходы на увеличение их зарплаты не так существенны. К тому же для развития региона нужны профессионалы, а их маленькой зарплатой не заманишь. В-третьих, плотный график работы госслужащих и высокая степень их ответственности тоже требуют высокого вознаграждения.

- Человек, чтобы занять соответствующую управленческую позицию, всю жизнь учился, всю жизнь работает, и ему 24-х часов в сутки не хватает, чтобы решить все проблемы, - пояснил он рядовым владимирцам.

Однако понимания от земляков, подавляющее большинство которых получают очень скромную зарплату, не встретил.

- Иными словами, профессионализм и качество работы чиновников обеспечиваются повышением и без того высокой зарплаты. А профессионализм и качество работы педагогов и врачей - усилением административного контроля и ужесточением санкций. Люди нуждаются в большом количестве высококлассных педагогов и врачей. Но им вместо этого предлагают небольшую кучку "высокооплачиваемых чиновников", - прокомментировал это высказывание в своем блоге владимирский политолог и общественник Роман Евстифеев.

Другие критики непопулярного решения привели цифры: по их расчетам, "теперь один месяц работы чиновника приравнен к 5,5 годам работы воспитателя детского сада во Владимирской области".

Регионы Костромская область Владимирская область Белгородская область Ярославская область Центральная Россия