И возник он не на пустом месте.В Национальном бюро кредитных историй подсчитали: в 2013 году при участии банков было продано 45,8 процента авто, годом ранее 33,6. А в нынешнем году этот показатель может возрасти до 60 процентов, если сохранится тенденция сокращения продаж. Банки будут предлагать все более разнообразные кредиты, но ставки в целом могут возрасти.
Во всем мире велика доля кредитных авто и опасаться ее роста не стоит, уверен научный сотрудник Института "Центр развития" НИУ "Высшая школа экономики" Дмитрий Мирошниченко. Но и бдительность терять заемщикам не следует. Например, помнить, что автокредитование выгодно в том случае, когда ставки по займам равны либо ниже ставок по рублевым депозитам.
Правда, "в пакете" с автокредитом обычно идет приобретение полиса КАСКО на весь период выплат. А он далеко не дешев, особенно для водителей с небольшим стажем. Так что для тех, кто уверен в сохранности своего авто, покупка в кредит во многом теряет смысл.
Для снижения рисков в автокредитовании необходимо обеспечить доступ всех кредиторов к данным Пенсионного фонда и ФНС, считает директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков. Это позволит банкам более достоверно оценивать потенциал клиента. А также нужна единая база залогового имущества, с помощью которой покупатель автомобиля на вторичном рынке мог бы проверить, не находится ли машина в залоге у банка.
В рамках госпрограммы льготного автокредитования в прошлом году был выдан почти каждый пятый автокредит. Только за шесть месяцев действия программы банки выдали около 260 тысяч льготных автокредитов на машины стоимостью до 750 тысяч рублей.
В ближайшее время возрождения этой государственной программы, похоже, ждать не стоит. Напомним, правительство намерено принять решение об этом по итогам первого квартала.
Между тем в январе продажи стали расти на фоне повышения курса доллара, а в феврале продажи будут тоже неплохими за счет скидок на автомобили прошлого года выпуска, сказал "Российской газете" исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов.
Люди не хотят дожидаться повышения цен. А оно, как уже писала "Российская газета", неизбежна даже для автомобилей, собирающихся в России. Уровень локализации производства, развернутого у нас мировыми производителями, еще невысок, да и у нынешней "Лады" велика доля импортных компонентов, напоминает эксперт.
Именно это заставляет сомневаться в эффективности расходования бюджетных денег на льготное автокредитование, считает Дмитрий Мирошниченко. Когда этот механизм применялся впервые, то сработал в пользу отечественного автопрома, но в 2013 году он во многом поддержал зарубежных производителей.
2,6 миллиона новых легковых автомобилей продано в 2013 году в России. Это на 5,5 процента меньше, чем в 2012 году. Средняя цена нового легкового автомобиля составила немногим менее миллиона рублей - 28,3 тысячи долларов, рассчитали в "Автостате".
При этом на полюсах по уровню средневзвешенной цены на авто отдельных марок находятся машины за 103,3 тысячи долларов и за 10,3 тысячи долларов.
Что касается автокредитов, то они возвращаются исправно, особенно если сравнивать с галопирующим ростом просрочки по потребительским займам. За прошедший год коэффициент просроченной задолженности по автокредитам даже немного упал - с 4 до 3,6 процента. По данным директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, средний размер действующего автокредита составляет 510 тысяч рублей.