Если бы не внезапный декабрьский демарш музрука Большого театра Василия Синайского, бросившего накануне премьеры спектакль "Дон Карлос", а заодно - и "Царскую невесту", возможно, никакого бы ажиотажа вокруг этой постановки не возникло. Как это было два года назад, когда в рабочем режиме на историческую сцену перенесли подновленного "Бориса Годунова" - тоже в декорациях Федора Федоровского. Но в случае с "Царской" сработала драматическая коллизия срочного поиска нового руководителя, а приглашенная на постановку Юлия Певзнер, ассистент режиссера Франчески Замбелло, пообещала создать новую сценическую редакцию спектакля.
На выходе никакой оригинальной редакции представлено не было: режиссер ограничилась лекалами старого спектакля с его ударными театральными эффектами - пирующими опричниками, пускающимися с плетками в дикий пляс, теремными забавами с задиристыми играми и медовухой, жутковатыми шествиями обряженной в монашеские накидки опричной и гарцующим на живой лошади царем Иоанном Грозным, церемониальным боярским "каре" в царских палатах, обрамляющем, как в античном театре, развязку любовной трагедии.
Эти "лекала" беспроигрышно работают на зрителя, как работают, скажем, образы и мизансцены в картинах Репина и Сурикова. Поэтому декорации Федоровского в спектакле - не фон, а живая театральная субстанция: и монументальные интерьеры горниц и царских палат с изразцовыми печами и расписными стрельчатыми арками, и монастырские стены с золочеными образами, и чарующие осенней красотой пейзажи. Но то, что сделали в новом варианте спектакля художники Альона Пикалова, создавшая жесткую, объемную версию декораций, и Елена Зайцева, обновившая по эскизам все костюмы, - как раз и придало спектаклю акцент не механической, а художественной реконструкции. Артисты тоже пытались выскочить из оболочки "музейного" спектакля - правда, с разной степенью успеха. В премьерном составе нельзя было не заметить Ольгу Кульчинскую в партии Марфы, со светящейся краской голоса, ясным звуком, нежными девическими реакциями, Агунду Кулаеву - Любашу, с красивым, глубоким, затягивающим в эмоцию звуком, и блестящую артистическую работу Марата Гали в партии лекаря Бомелия.
А оркестр под руководством Геннадия Рождественского удивил - прозрачный, почти не выходящий за пределы меццо-форте, приглаженный поперек накала трагических страстей в опере, зато не заглушавший голоса певцов и часто не стройные ансамбли на сцене. Но если некоторым певцам удалось нащупать актуальный нерв в этой истории четырех сердец (Марфы, Любаши, Грязного, Лыкова), то монументальная и драматическая панорама "русской жизни" Федоровского все-таки осталась в спектакле сувениром.
Кстати
Впервые Федор Федоровский оформил спектакль "Царская невеста" в Большом театре в 1927 году (дирижер - Николай Голованов). А в 1955 году "Царская невеста" стала его последним спектаклем на сцене Большого театра (дирижер - Евгений Светланов).