01.04.2014 22:46
Культура

Объявлены лауреаты старейшей в России кинопремии "Ника"

Текст:  Виктор Васенин Валерий Кичин
Первоапрельским вечером в зале театра "Московская оперетта" были с шутками, но всерьез объявлены лауреаты старейшей в России Национальной кинематографической премии "Ника".
Читать на сайте RG.RU
Церемония вручения премии "Ника"

Сам расклад номинантов "Ники" в очередной раз свидетельствует о плодотворном "распределении обязанностей", которое сложилось между двумя национальными премиями: "Ника" и "Золотой орел" вдвоем способны удовлетворить амбиции большего числа номинантов, уравновесив победы и поражения. Обе не отказывают себе в удовольствии пикироваться, то и дело демонстративно исключая из "чуждого" состязания потенциальных лидеров. Так, если Александр Сокуров в свое время не отдал на растерзание "Орлу" своего триумфального "Фауста", то теперь продюсеры студии "ТРИТЭ" сняли с номинаций "Ники" более чем успешную и в прокате и у критики спортивную картину Николая Лебедева "Легенда № 17".

В Большом театре состоялась премьера проекта "Диана Вишнева. Грани"

На финишной прямой "Ники" оказались "школьный" фильм Александра Велединского "Географ глобус пропил", фильм-катастрофа Антона Мегердичева "Метро", социальная драма Бориса Хлебникова "Долгая счастливая жизнь", военная киноэпопея Федора Бондарчука "Сталинград" и "народная комедия" Жоры Крыжовникова "Горько!", которая, в свою очередь, потерпела поражение на "Орле". В фаворитах "Ники" также "Интимные места" - дебют Натальи Меркуловой и Алексея Чупова, имевший шумный успех на фестивале "Кинотавр" в Сочи, но не включенный "Золотым орлом" даже в число номинантов. Таким образом, со временем наше кино научилось извлекать пользу из этого парадоксального сосуществования-противостояния в одной национальной кинематографии двух национальных кинопремий: проигравшие на одной церемонии имеют шанс взять реванш на другой.

Зал встал, приветствуя лауреата премии "За честь и достоинство" старейшего и активнейшего бойца нашей актерской гвардии Владимира Зельдина, которому в будущем году исполнится 100 лет. 73 года назад он блистательно дебютировал в музыкальной кинокомедии "Свинарка и пастух", и теперь не сходящей с экранов, - и до сих пор продолжает сниматься в фильмах и играть на сцене Театра Российской армии, готовя к своему вековому юбилею новую роль. Награжден и другой юбиляр: приз за вклад в кинематографические науки и образование на этот раз присужден Институту кинематографии - в канун его 95-летия.

 
 
 

В отличие от "Орла", "Ника" не имеет телевизионных номинаций, но учредила Специальную премию для лучшего телефильма/телесериала. К ТВ у нас много претензий, но качество многих телефильмов уже отвечает самым высоким требованиям. В этом году в напряженном состязании победила многосерийная драма Валерия Тодоровского "Оттепель".

Фотографы "РГ" стали победителями конкурса Best Of Russia

В традициях "Ники" - отсутствие торжественного официоза и теплая, домашняя атмосфера церемонии. Здесь место встречи товарищей по искусству, ностальгирующих по жарким творческим спорам и общей дружественности былого Союза кинематографистов; они теперь видятся куда реже и искренне рады друг другу. Но притока новых соратников по оружию не видно, зал "Ники" быстро седеет, скорбные минуты поминания ушедших длятся все дольше. Обе церемонии, и "Ники" и "Орла", говорят о затянувшемся переходном этапе, переживаемом российским кино: фильмы снимаются - но нет ни былой могучей кинематографии, ни ясной художественной программы, и потому нет ощущения объединяющего всех дела. Из молодых фильммейкеров каждый ищет свои способы выживания в искусстве и такие церемонии посещает, только если ему светит приз. Происходит затяжной и всегда болезненный процесс смены не только структур, но и идеалов, и поколений. И в этом смысле дорогого стоили два эмоционально сильных момента церемонии: прощание с выдающимся режиссером и великолепным человеком Петром Тодоровским - и вручение премии за лучший телефильм Валерию Тодоровскому, его талантливому сыну, тоже давно вошедшему в число ведущих мастеров нашего кино.

 
 
 

Эта разрозненность, это бегство каждого по своим сусекам и отсутствие объединяющего кинематографистов центра приводит к общественной анемии - в частности, к тому, что коллеги перестали смотреть работы друг друга. Только этим можно объяснить отсутствие в числе номинантов национальных премий таких успешных и принципиально важных картин года, как "Стыд" Юсупа Разыкова или "Жажда" - дебютной драмы Дмитрия Тюрина: их видели французские зрители в Онфлере, на фестивалях они отвоевывают приз за призом, но, судя по всему, их не знают академики "Ники". Наиболее громкие фильмы года, понятно, получат свою долю аплодисментов, но слишком многое останется в тени - особенно это касается номинаций документального и анимационного кино, где результаты зависят не столько от качества картин, сколько от зияющих пробелов в эрудиции голосующих.

 
 
 

Так или иначе, "Ника" остается старейшей и наиболее авторитетной премией в нашем кино, ее крылатые статуэтки, венчающие нашу классику уже более четверти века, по-прежнему высоко ценятся в киномире, а ее героические попытки вновь собрать воедино распавшееся кинематографическое сообщество невозможно переоценить.

Лауреаты Национальной кинематографической премии "Ника"
Церемония вручения премии "Ника"
Наше кино