Малым ходом
Малоснежная зима, обернувшаяся скудным половодьем, и резкие скачки температур (по пути к рекам талая вода из-за дневного тепла и ночных морозов просто вымерзала) привели к снижению уровня воды в Волге. Приток в Угличское и Рыбинское водохранилища этой весной оказался ниже среднемноголетних значений в три раза. Самой яркой иллюстрацией маловодья стала известная туристам колокольня Никольского собора в городе Калязине Тверской области, окруженная водами Угличского водохранилища. Она в этом году впервые за много лет "вышла на сушу".
Однако если местные жители и путешественники округляют глаза и спешат запечатлеть чудо с помощью фото- и видеотехники, то для речников недостаток воды - головная боль.
- Я в порту работаю с 1976 года, родился на Волге и никогда еще не видел, чтобы вода так уходила, - недоумевает начальник пассажирского управления Ярославского речного порта Андрей Жельнин. - Гарантированная глубина у нас на судовом ходу - четыре метра. Она, конечно, может быть и больше, но гарантированная на протяжении всего сезона - четыре. Так вот, в этом году администрация Волжского бассейна внутренних водных путей дает на участке от деревни Хопылево Рыбинского района Ярославской области до Городецкого гидроузла в Нижегородской гарантированную глубину 3 метра 10 сантиметров. Разница - 90 сантиметров! Это очень много.
Впрочем, воспрепятствовать судоходству эта проблема не должна. По словам Андрея Жельнина, осадка самых больших круизных речных теплоходов чехословацкой постройки - 2,9 метра, то есть запас хоть и небольшой, но есть. А у четырехпалубных немецких теплоходов осадка и того меньше - 2,7. Если грунт каменистый, расстояние между днищем судна и дном реки должно составлять до 50 сантиметров, но если песчаный или илистый, как на Волге, то достаточно и двадцати. Правда, в такой ситуации придется отказаться от езды с ветерком по реке.
- Когда судно идет полным ходом, оно дает присадку на корму, и винто-рулевым комплексом можно прихватить грунт, - отмечает Андрей Жельнин. - Следовательно, с учетом таких глубин многие теплоходы будут ходить преимущественно малым ходом.
Определенные коррективы вносят в свою работу и грузоперевозчики. По словам гендиректора Угличского речного порта Павла Обрядова, выше Рыбинского водохранилища благодаря его подпору ситуация лучше, но суда все равно загружаются на неполную осадку. Если сухогруз "Волго-Дон" вмещает пять тысяч тонн груза, то его заполняют только до четырех тысяч, тем самым уменьшая осадку с 3,5 метра до трех.
- Конечно, это затратно, экономически невыгодно, но в сложившейся ситуации это выход, - уверен Павел Обрядов.
Как пирс в Ялте
Сильнее всех пострадали так называемые речные "трамвайчики" - у этих небольших теплоходов, не имеющих проблем с осадкой, сложности другие. Из-за того, что вода "ушла" от привычной береговой линии, во многих местах они просто не в состоянии нормально подойти к остановкам.
- Теплоходы "Москва" часто причаливают просто "носом в берег", - рассказал Андрей Жельнин. - На некоторых остановках, чтобы поставить пристань, потребуются серьезные дноуглубительные работы. То есть плавучим краном необходимо выбирать грунт в местах подхода теплоходов, что очень трудоемко и дорого.
Одной остановки в Ярославле по внутригородскому маршруту "Речной вокзал - Толга" и вовсе пока не будет. Из-за каменистого дна сейчас нет возможности ни причаливать к берегу носом, ни поставить пристань в месте с экзотическим уже названием Свободный труд. Придется потерпеть неудобства и тем ярославцам, кто привык пользоваться пригородным маршрутом "Ярославль - Новые Ченцы". Остановка Сады этого направления временно будет перенесена немного в сторону, потому что в привычном месте требуется дноуглубление. А в Андреевском речники поставят сразу две пристани - другого выхода нет.
- В этом месте берег очень мелкий даже при достаточном количестве воды, - говорит представитель Ярославского речного порта. - Мы там пристань часто даже на зиму не убираем, потому что осадка плавучего крана не позволяет к ней приблизиться. Но решение нашли: поставим дополнительный причал по иной схеме. Если все теплоходы на реках подходят к пристани параллельно к берегу, то тут сделаем один причал к другому буквой "г" - как пирс в Ялте.
Судоходная высота взята
Несмотря на все сложности, навигация в Ярославской области открылась в этом году даже на день раньше, чем в прошлом, - 19 апреля. А на переправе в Тутаеве теплоход "Москва" трудится вообще с 18 марта - такого скорого выхода на воду здесь не помнят: обычно в это время Волга еще во льду.
Для сравнения: в соседней Костроме первые "трамвайчики" поплыли по Волге 1 мая. По словам Александра Вишнякова, заместителя гендиректора по эксплуатации флота костромского предприятия, занимающегося речными пассажирскими перевозками, благодаря подпору Горьковского водохранилища у костромичей нет таких проблем, как у ярославцев, и навигация обещает быть рядовой. Правда, и пассажирских судов, и маршрутов здесь поменьше: один теплоход "СП-72" трудится на пригородной линии "Красное - Красные Пожни" и одна "Москва" - на маршрутах "Кострома - Борщино" и "Кострома - Сады". В Ярославле на внутригородских и пригородных маршрутах работают четыре "Москвы" плюс одна прогулочная.
Изменения ситуации ярославские речники ждут в мае - вода постепенно прибывает, и есть надежда, что к лету "трамвайчикам" будут доступны все без исключения остановки. Оптимистично настроено и руководство Каскада Верхневолжских ГЭС. Так, по словам его директора Андрея Дережкова, Угличское водохранилище достигло судоходной отметки 111,0 метра. Ради этой цели Угличская ГЭС с 11 апреля была даже полностью остановлена. Но до нормального подпорного уровня водохранилища (113,0 метра) еще не близко.
Серьезные коррективы внесены и в работу Рыбинской ГЭС - со второй декады апреля там действует лишь один гидроагрегат, обеспечивающий работу станции с расходом воды 250-300 кубометров в сутки. 28 апреля верхний бьеф Рыбинского гидроузла находился на отметке 100,38 метра (нормальный подпорный уровень - 101,81).
- Все должно наладиться в мае-июне, когда полностью оттает земля, потекут грунтовые воды, проснутся малые реки и, будем надеяться, пройдут дожди, - делают прогнозы ярославские речники.
А как у соседей
В Тверской области, которая относится к Московскому бассейну Волги, навигация открылась пока только на озере Селигер: здесь 24 апреля начал регулярные рейсы теплоход, перевозящий пассажиров по социальному маршруту Пристань Южная - Кличен и обратно. В первые майские дни здесь должны заработать еще три таких маршрута: Пристань Южная - Пристань Чайкин берег, Пристань Северная - Пески и Пристань Северная - Пачково. Последний свяжет с Большой Землей остров Городомля, где находится знаменитый завод "Звезда" Роскосмоса.
На остальных участках Волги в Тверской области начало навигации откладывается из-за обмеления акватории. Помимо города Осташкова на Селигере, причалы, способные принимать круизные суда, действуют в Твери, Кимрах, Калязине и Весьегонске. И пока вода не прибыла, собственники занимаются текущим ремонтом и реконструкцией причальной инфраструктуры. Впрочем, здесь надеются, что маловодье не сорвет планов по приему туристов. Как сообщили "РГ" в тверской администрации, в этом сезоне ожидается прибытие в областной центр 53 круизных судов с общим числом туристов свыше 10 тысяч - это вдвое больше, чем год назад. Заход первого лайнера запланирован на 3 мая.