18.06.2014 00:00
Культура

Михаил Плетнев и РНО провели первый Международный фестиваль в Ивановке

Михаил Плетнев и РНО провели первый Международный фестиваль в Ивановке
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Столичный выпуск: №133 (6405)
Новый фестиваль имени Сергея Рахманинова в Ивановке Тамбовской области, появившийся в этом году по инициативе выдающегося российского музыканта Михаила Плетнева, станет не просто базовым региональным проектом Российского национального оркестра. Он, по сути, представляет, новую перспективу в развитии музыкальных усадеб России.
Читать на сайте RG.RU

Почти год назад Михаил Плетнев впервые рассказал в интервью "Российской газете" (от 13.09.2013) о своем намерении провести международный фестиваль в Ивановке - легендарном месте, связанном с жизнью Сергея Рахманинова в России.

В театре Станиславского и Немировича-Данченко с триумфом исполнили "Дона Жуана"

Именно здесь, в Ивановке - в живописной усадьбе, раскинувшейся среди тамбовских степей, Рахманинов написал большую часть своих сочинений. Здесь он творил месяцами в течение 28 лет (до самого своего отъезда из страны в 1918 году), здесь вдохновлялся красотой природы - степными просторами, закатами, березовыми аллеями, цветущей сиренью, сам развивал усадебное хозяйство, отдыхал. Это место - его Парадиз, куда душой своей он стремился до конца жизни. Как заметил Михаил Плетнев: "Не побывав там, можно сказать, что Рахманинова, по сути, не знаешь. Но это и есть русская культура". И сегодняшнее возрождение Ивановки, возвращение мира русской музыкальной усадьбы - это то, без чего невозможно понимание самого дела культуры. Причем в обычном российском формате дело это оказывается абсолютно энтузиастским. Достаточно сказать, что в Ивановке, удаленной от Москвы на 600 км, до сих пор нет никакой инфраструктуры: ни гостиниц, ни транспортной связи, ни концертных площадок. Чистое поле. Степь. И хотя музыкальная жизнь Ивановки развивается уже несколько десятилетий, привезти сюда Российский национальный оркестр, с хором, с солистами - а Михаил Плетнев размахнулся исполнить на открытии фестиваля не только фортепианные сочинения Рахманинова с оркестром, но и оперную партитуру "Алеко", вдохновленную когда-то и степным духом этих мест, - выглядело почти авантюрой.

Но прежде, чем эта грандиозная идея осуществилась, когда перед окнами усадебного дома, где Рахманинов создавал свои партитуры, раскинулась складная концертная сцена под сиреневым тентом, когда на сцену вышел Российский национальный оркестр, когда все скамейки, беседки, стулья усадьбы заполнились тысячами людей (как выяснилось, приехавшим из 37 регионов), когда птицы Ивановки вдруг сотнями голосов запели вместе с солистами, хором и оркестром, добавив этому концерту какую-то особую пантеистическую ликующую интонацию, столь близкую рахманиновской музыке, потребовались многие годы подвижнического труда конкретного человека - живой легенды Ивановки, директора усадьбы Александра Ивановича Ермакова. Именно он, шаг за шагом, кирпичик к кирпичику, вывел усадьбу Рахманинова из полувековых руин, в которых Ивановка безнадежно оставалась после знаменитого антоновского мятежа 1920-х годов.

Прямая речь

Александр Ермаков:

Культовый фильм Феллини "Репетиция оркестра" стал медиаспектаклем

Судьба Ивановки была трагичной: сразу после Октябрьской революции имение попало в эпицентр кошмара Гражданской войны и Антоновского восстания. К марту 1923 года оно было полностью уничтожено и разграблено. А когда в начале 70-х годов я впервые попал в Ивановку, меня просто зло взяло. Всему миру было известно это место, а у нас его превратили в колоссальную свалку: 12 свалок на территории усадьбы и место для выпаса скота! Но воссоздание усадьбы - дело не одного дня. В данном случае речь идет о 43 годах жизни. И за эти 43 года нам удалось восстановить пока только 6 строений из 24 когда-то бывших в Ивановке. Мы восстанавливаем парк по чертежам, которые были сделаны во времена Рахманинова: деревья, цветы. Количество сирени в парке было громадное: у нас сейчас 48 сортов, а было больше 70. С 1976 года мы стали завозить сюда птиц, потому что на территории усадьбы жили только вороны и галки. Сейчас вот заканчиваем воссоздание дворовой избы. Хотим разместить здесь музей Гражданской войны. Это не наш профиль, но на примере гибели Ивановки мы хотим рассказать людям о том, что самое страшное, что придумал человек сам против себя, - это Гражданская война. Ивановка испытала все это сполна: именно на юго-востоке Тамбовщины проходил международный геноцид против русского мужика. Кроме того, мы пытаемся сейчас привести в порядок некрополь на территории усадьбы. Прежде его здесь не было. Но в 2007 году мы перевезли сюда прах отца Сергея Рахманинова и прах родственников его жены. Нам пришлось захоронить останки здесь, потому что на кладбище все разрушалось, надгробия растаскивались. И наше терпение лопнуло, когда практически была уничтожена могила отца Рахманинова. Теперь нам надо построить еще часовню. На все требуются деньги. 20 миллионов рублей только на приведение в порядок некрополя.

Михаил Плетнев:

Произведения о титане Прометее прозвучат в Зале Чайковского

Вы поезжайте, посмотрите на это место кладбища и на церковь, которой нет. Рахманинов ездил туда, слушал колокола. А сейчас там на свинарник можно посмотреть. Александр Иванович - человек уникальный, сумевший из ничего, практически на полном пустыре создать потрясающее культурное место, куда сегодня происходит паломничество людей. Это люди, которым не безразлична русская культура. И мы вообще должны говорить о роли музыки в спасении человечества. О роли культуры. Культура выше всего остального, она является единственной ценностью - абсолютной. Все остальное - так. Но все перевернуто у нас - где на голову, где на плечо. На ногах пока не стоит. Если Год культуры отпраздновали тем, что бюджет на культуру урезали, о чем можно говорить? Вот футбол сегодня - это нормально. А то, чем мы занимаемся, это все ерунда. Почему в Ивановке сложно выступать? По причине отсутствия концертного зала. И разговоры о проведении фестиваля в Ивановке с участием симфонического оркестра всегда упирались в одну проблему - негде это сделать. Мне пришла мысль, что напротив усадьбы есть прямоугольник, который мог бы служить основанием для акустического устройства концертного зала на открытом воздухе.

Александр Ермаков:

В музыкальном театре Покровского поставили "Мавру" Игоря Стравинского

Михаил Васильевич сразу сказал: никаких напряжений в Ивановке, мы все сами сделаем. А это - страшные транспортные расходы: у меня волосы дыбом от таких цифр. Такую прорву народа вывезти, отвезти, накормить! Михаил Васильевич и сцену арендовал специально в Липецке, даже рояль прислал. Помогали, конечно же, и минкульт, и руководство Тамбовской области. Но ничего нельзя сделать без людей, которые глубоко понимают, что надо воссоздавать такие места. Сейчас нам Николай Луганский помогает, чтобы в Ивановке был построен концертный зал на тысячу мест. Эти люди понимают, что Ивановку надо, как церковь, намолить музыкой. И без них: Юрия Павловича Рахманинова, Михаила Васильевича Плетнева, Ирины Константиновны Архиповой, Николая Львовича Луганского, Сергея Евгеньевича Сенкова, Владислава Ивановича Пьявко и многих-многих наших друзей, которые все эти годы помогают нам морально и материально, Ивановку нам не удалось бы поднять. Почти все, что мы видим сегодня здесь, - это дары наших друзей. И нам еще немного надо. Ивановке надо еще 2-3 толчка. И дальше такие места будут самодостаточны.

Между тем

А для возрождения музыкальных усадеб, которых в России десятки, - Новоспасское Михаила Глинки в Смоленской области, Карево Модеста Мусоргского и Музей-заповедник Андрея Римского-Корсакова в Псковской области, усадьба "Онег" в Новгородской области, где Сергей Рахманинов родился, и многие другие - важно иметь крупных музыкантов-патронов, которые понимают мир музыкальной усадьбы и способны привлечь интерес к этим местам. В этом смысле Ивановке и Рахманинову повезло. Повезет ли так другим русским композиторам?

Классика