Глава Минсельхоза также рассказал о дополнительных мерах поддержки российских аграриев, по сути, новой продовольственной программе, нацеленной на замещение импорта.
Николай Васильевич, наши читатели беспокоятся, что из-за введенных запретов на импорт отдельных товаров вырастут цены на еду. Говорят, морепродукты уже поднялись в цене процентов на двадцать. На сколько может в целом подорожать продовольствие до конца года?
Николай Федоров: Я также читал в прессе, что правительство Москвы фиксирует повышение стоимости молочной продукции в торговой сети на 5-6 процентов. Вероятно, будут появляться данные о подорожании и других групп продовольственных товаров. Скажу прямо - такой рост цен не обоснован объективными причинами. Если стоимость той или иной продукции существенно повысилась - это, скорее, результат сговора дельцов от торговли, они решили воспользоваться ситуацией.
Вообще розничные цены на продовольствие - это не компетенция Минсельхоза. По закону сферу торговли регулируют Минпромторг и Федеральная антимонопольная служба, которая занимается картельными или спекулятивными сговорами. Также по поручению президента и председателя правительства в регионах должны быть созданы комиссии, отвечающие за ценовую ситуацию.
Но в наших полномочиях - мониторинг и контроль за ценами производителей сельхозпродукции. Так вот, российские аграрии ведут себя патриотично. Мы не наблюдаем заметного роста отпускных цен. И я не вижу фундаментальных причин, чтобы розничные цены на продовольствие росли быстрее общей инфляции в стране. С учетом экспертных оценок продовольственная инфляция прогнозируется на уровне 10 процентов. А все случаи подозрительного увеличения розничных цен должны быть предметом индивидуального разбирательства или в специально созданных региональных комиссиях, или в структурах Федеральной антимонопольной службы.
Вместе с тем Минсельхоз инициативно уже направил в правительство проект постановления, разрешающий регионам заключать с производителями и торговыми сетями соглашения, которые предусматривают мероприятия по поддержанию цен на отдельные виды продукции. А в целом сейчас все профильные ведомства объединились, чтобы не допустить спекуляций на продовольственном рынке.
Некоторые россияне беспокоятся, что с прилавков исчезнут заморские деликатесы, таких, правда, немного. Вопрос от большинства: нам хватит своей еды?
Николай Федоров: Постараюсь ответить всем. Во-первых, допускается и рассматривается возможность изменения перечня товаров, попавших под ограничение. Причем, как в сторону сокращения, так и в сторону расширения списка. Это будет зависеть от конъюнктуры внутреннего продовольственного рынка и развития отношений с пока недружественными государствами. Указ президента также дает правительству право продлевать и сокращать период эмбарго. Так что изменения возможны и, скорее всего, они будут происходить.
При этом каждый день и я, и мои заместители принимают делегации министров, послов, представителей бизнеса из разных стран. Без преувеличения - очередь стоит. Недавно я принимал делегацию из Аргентины. Ее, по договоренности с Владимиром Владимировичем Путиным, прислала президент этой страны Кристина Киршнер. Специалисты были очень хорошо подготовлены. Например, в связи с эмбарго у нас снизился импорт мяса птицы из Евросоюза и США на 330 тысяч тонн. Коллеги из одной только Аргентины готовы сразу поставить 200 тысяч тонн. А там ведь еще есть Бразилия, Чили, Парагвай, Уругвай, Эквадор…
По нашим расчетам, из-за санкций примерно на 1,6 миллиона тонн может снизиться импорт яблок и груш - эти объемы Россия закупала в Польше, Германии и других странах ЕС. Аргентина уже передала свои прайс-листы на фрукты и овощи. Кстати, в этом списке есть и экзотические фрукты, которых раньше не было на наших прилавках. Так что у гурманов есть шанс попробовать новое. И это касается не только фруктов.
В целом с полной уверенностью заявляю, что России хватит собственной еды. Есть серьезные запасы по основным группам продовольствия. Нам хватает своего зерна, растительного масла, сахара, картофеля, рыбы и морепродуктов. По этим пяти позициям мы имеем стопроцентные гарантии, даже превосходим пороги Доктрины продовольственной безопасности России, утвержденной Президентом в 2010 году.
В то же время есть к чему стремиться. Например, уровень самообеспеченности отечественной продукцией по мясу и мясопродуктам составляет сегодня 79,7 процента. В доктрине установлено, что к 2020 году мы должны выйти на показатель в 85 процентов. Но мы перевыполняем график достижения пороговых значений ежегодно в среднем на один процент. Сейчас будем еще больше усиливать эту работу.
Есть вопросы в молочной отрасли. Это наиболее проблемный участок. Уровень самообеспеченности молочной продукцией составляет 76,4 процента. К 2020 году мы должны выйти на 90 процентов самообеспеченности своего рынка. К сожалению, в этой части пока от графика отстаем.
Вы сказали, что ряд стран выстроился в очередь, чтобы поставлять свое продовольствие в Россию. Знаете, чего сейчас боятся многие аграрии? Что по политическим причинам заключат договоры на импорт с новыми государствами. А потом помирятся с Европой и США и подпишут еще контракты. А наши сельхозпроизводители продолжат работать в неравных условиях с зарубежными конкурентами.
Николай Федоров: Как-то давно наш президент Владимир Владимирович Путин на одном из совещаний рассказал одну историю. Россия в силу определенных претензий к качеству по ветеринарной безопасности ограничила поставки сельхозпродукции из США. Американские фермеры посчитали убытки, они составили около 20 миллионов долларов. Это небольшая сумма для такой глобальной экономики. Но, тем не менее, президент США позвонил президенту России, заверил его в дружеских отношениях и попросил повлиять на пересмотр решения. Представляете, 20 миллионов долларов фермерских убытков - это повод, чтобы глава одной ядерной державы позвонил главе другой. Кстати, Владимир Владимирович рассказывал эту историю с позитивным восприятием, как пример, что все мы - руководители должны защищать и отстаивать интересы своих сельхозтоваропроизводителей.
Что я могу сказать в нынешней ситуации? Понимаю страхи наших аграриев. Как показывает история, обострение отношений во внешней политике проходит. Но подчеркну главное: наш стратегический интерес - не в поиске альтернативных рынков, а в увеличении объемов производства российской сельхозпродукции. Нам всем - Минсельхозу, Минфину, другим министерствам и ведомствам - сейчас надо максимально мобилизоваться и, что называется, ловить момент, воспользоваться шансом.
Кстати, это касается и самих сельхозпроизводителей. В рядах Американской федерации фермерских бюро - крупнейшего объединения фермеров США - свыше 6 миллионов фермерских семей. У нас в Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов официально зарегистрировано не более 20 тысяч. Чувствуете разницу? Я как лоббист аграриев призвал бы наших сельхозпроизводителей стать более организованной, мощной силой. Тогда с нами будут считаться все - губернаторы, депутаты, сенаторы. Но это первая часть ответа на ваш вопрос.
Вторая заключается в том, что нам надо усиленно поддерживать отрасли, в которых еще недостаточный уровень самообеспеченности. Их я назвал. Так, еще в апреле принято новое постановление правительства о дополнительной поддержке молочной отрасли на 1 миллиард 700 миллионов рублей уже в этом году. Будем предоставлять инвестиционным проектам в молочной отрасли субсидируемые кредиты за счет федерального бюджета не на 8 лет, как было ранее, а на 15. К тому же ставка рефинансирования по кредитам будут компенсироваться не на 80, а на 100 процентов также за счет федерального бюджета. Плюс 3 процентных пункта должны софинансировать из своих бюджетов регионы.
Сейчас готовим расчеты по другим направлениям - сколько средств нужно добавить на развитие селекционно-генетических центров в растениеводстве и животноводстве, какие новые программы создать и реализовать. В частности, предлагаем усилить поддержку тепличных хозяйств - в России сильна зависимость от импорта овощей. Дополнительно планируем поддержать производителей плодово-ягодной продукции - сады, виноградники. Важно дополнительно поддержать развитие сельского хозяйства через строительство современных оптово-распределительных центров, складов, хранилищ, холодильников. Мы можем вырастить больше яблок, груш, косточковых фруктов и меньше завозить их из других стран, например, из Аргентины, но есть проблема с их длительным хранением. То же - с овощами. У нас с советских времен огромные потери - порой до 50 процентов урожая картофеля, лука, помидоров из-за отсутствия современных хранилищ. В таких проектах - огромный ресурс для насыщения внутреннего рынка российской сельхозпродукцией.
Какой урожай прогнозируется в этом году?
Николай Федоров: Прогноз оптимистичный. Боюсь сглазить, но мы ожидаем хороший урожай зерновых культур - не менее 100 миллионов тонн, это заметно больше, чем в прошлом году (в 2013 году урожай составил 92,3 млн. тонн в чистом весе - Ред.). Главное сегодня убрать то, что есть в поле, с минимальными потерями. На уровне среднемноголетних значений планируется урожай картофеля и овощей.
Пока не видим оснований для изменения в структуре экспорта российского продовольственного сырья за рубеж. Прогнозируем, что зернопроизводители продадут за границу около 25-27 миллионов тонн зерна. Мне не хотелось бы, чтобы из нашей страны уходило больше этих объемов, по крайней мере, в виде сырья. В целом в вопросах экспорта будем держать руку на пульсе, следить за колебаниями на рынке.
Какой объем средств потребуется на импортозамещение?
Николай Федоров: Минсельхоз оценивает дополнительные затраты на ускоренное импортозамещение сельхозпродукции в 636 миллиардов рублей на 2015-2020 годы. В том числе на 2015 год дополнительно необходимо 86 миллиардов рублей. Об этом я доложил председателю правительства Дмитрию Анатольевичу Медведеву на совещании, посвященном уборке урожая и мерах по увеличению производства сельскохозяйственной продукции, которое 22 августа прошло в Курске. При этом 636 миллиардов рублей необходимы для умеренно оптимистического сценария развития отрасли.
В целом я бы разбил программу импортозамещения на три блока мер. Первый - это срочные меры. К ним относится решение проблемы задолженности поддержки аграрного сектора. За год нам удалось снизить сумму задолженности с 36 до 7 миллиардов рублей. Эти 7 миллиардов надо выплатить как можно быстрее. Помимо этого, необходимо срочно просубсидировать возмещение части процентной ставки по кредитам на инвестпроекты 2012-2014 годов. Их тысячи, но они в свое время не прошли отбор в комиссии по кредитованию по причине отсутствия средств в федеральном бюджете. На это необходимо 11,5 миллиарда рублей. Понимание в правительстве есть. Также срочно необходимо просубсидировать краткосрочные кредиты в объеме 5,3 миллиарда рублей на оборотные средства предприятиям, занимающимся растениеводством и животноводством.
Второй блок - среднесрочные меры, они дадут результат по истечению определенного времени. На строительство оптово-распределительных центров, складов, хранилищ и холодильников, о чем я говорил выше, необходимо порядка 10 миллиардов рублей в год. Дополнительно на это нужна помощь из региональных бюджетов. Мы будем также предлагать субсидирование части процентной ставки по кредитам на строительство оптово-распределительных центров. Есть и понимание того, что по ряду проектов необходимо возмещать бизнесу и часть понесенных затрат, но уже после сдачи объекта в эксплуатацию. Надо направлять ресурсы и на подготовку площадок для строительства - на дороги, коммуникации. Руководство страны нас поддерживает в этих намерениях.
Третий блок - долгосрочные меры. Они касаются молочной отрасли и животноводства. В последние годы у нас были неплохие показатели по производству мяса птицы и свинины, мы уже не без оснований начали претендовать на экспорт этих видов продукции. В госпрограмме развития сельского хозяйства планировалось завершить поддержку производителей мяса птицы в 2015 году, а свинины в 2017 году. Сейчас эти сроки целесообразно скорректировать в сторону продления. Планируем серьезно поддерживать производство говядины.
Не могу не подчеркнуть еще раз темы семеноводства и племенного дела, это тоже наша стратегическая работа. В рамках корректировки госпрограммы мы предлагаем новую подпрограмму по поддержке селекционно-генетических центров для растениеводства и животноводства. Проект недешевый, потребуется несколько десятков миллиардов рублей, но без высококачественных элитных семян отечественной селекции, без отечественного племенного дела продовольственная безопасность всегда под угрозой - сколько бы мы не производили молока и мяса и сколько бы ни выращивали овощей. Поэтому мы в ближайшее время хотели бы построить не менее 30 селекционно-генетических центров. На первое время этого будет достаточно для нашей независимости в семеноводстве и племенном деле.
В целом по госпрограмме на поддержку сельского хозяйства в прошлом году было выделено 198 миллиардов рублей из федерального бюджета с учетом дополнительных 42 миллиардов на компенсацию потерь в связи с засухой и 69 миллиардов - из региональных. В этом году, рассчитываю, будет не менее 198 миллиардов, но пока - 170 миллиардов рублей. На следующий год мы запланировали не менее 242 миллиардов рублей, есть одобрение председателя правительства. Но постараемся еще убедительнее аргументировать, что средств нужно еще больше. Заметно больше.
Скажу, возможно, банальную вещь, но только денег явно недостаточно.
Николай Федоров: Я уже говорил, что мобилизоваться нужно всем, в том числе самим аграриям. Мы разработали программу поддержки сельской кооперации. В этом году впервые выделяем 300 миллионов рублей на грантовую поддержку проектов по формированию разных форм сельской кооперации - и потребительской, и сельскохозяйственной, и других форм. В следующем году, уверен, поддержка будет еще больше. Кооперация - это крайне важное направление, своего рода локомотивный проект. Все малые и средние формы хозяйствования не могут быть конкурентными сами по себе, им необходимо объединяться. И мы должны их поддержать в проектах по первичной переработке продукции, упаковке, хранению, может быть, даже в части глубокой переработки и реализации товаров, необходимо чтобы они доходили до торговых сетей, социальных учреждений, армии, флота. Именно кооперация является таким локомотивным институтом и в Евросоюзе, и в Канаде, и в США. Господдержка из федерального бюджета - это дополнительный импульс губернаторам, они должны обращать внимание на развитие кооперации на своих территориях.
Отмечу еще один важный момент. Председатель правительства уже одобрил своим распоряжением разработанную нами концепцию внутренней продовольственной помощи. Если в США примерно 100-105 миллиардов долларов в год выделяется из федерального бюджета фермерам, то около 80 миллиардов из них идут на продуктовую поддержку малообеспеченных людей. Мы тоже будем двигаться в этом направлении. И регионы должны развивать разные программы социального питания, чтобы поддержать своих сельхозпроизводителей.
Ну и конечно, не побоюсь этого слова, надо воспитывать патриотов российской продукции. Помните, была кампания - "Покупай российское". Также сейчас магазинные полки должны быть заполнены качественными продуктами с пометкой "Сделано в России". И наши потребители тоже должны руководствоваться патриотичными соображениями. Например, французы пьют только свое вино и ездят на своих автомобилях, это, если хотите, гражданская позиция.
Как с учетом последних событий изменится структура импорта на российском продовольственном рынке?
Николай Федоров: Доля импортной продукции, скорее, снизится и это хорошо. Торговые сети будут вынуждены обращать внимание на российские товары, о которых они раньше даже не хотели слышать. Будет больше фермерских рынков. Недавно мои сотрудники пожаловались на то, что рядом с их домом больше не работает ярмарка выходного дня. Это результат давления сетей, не исключаю, что за счет объединения с чиновниками. Если ярмарка выходного дня появляется рядом с гипермаркетом, то в нем меньше выручка в субботу и воскресенье. Лично моя семья предпочитает покупать продукты на ярмарках выходного дня у фермеров. Так делают многие. И мы будем это популяризировать, но в этом деле важна роль и ответственность глав регионов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга, других городов-миллионников.
Если говорить о цифрах, то оценка объема импорта продовольствия в Россию - порядка 45 миллиардов долларов США в год. В том числе, например, Украина поставляла продукцию на 2 миллиарда долларов США - эта сумма может снизиться наполовину. Поставки продукции из Украины будем в основном замещать продукцией Белоруссии и ростом производства в самой России. Поставки из Евросоюза оценивались в 15, 2 миллиарда долларов США в год. По прогнозам, объем импортных поставок снизится на 5 миллиардов долларов США.
У вас есть инструмент влияния на торговые сети, который бы обязал их выделить полки под фермерскую продукцию?
Николай Федоров: С торговыми сетями субъекты федерации могут подписывать соглашения. Министерство промышленности и торговли и Минсельхоз внесли соответствующий проект постановления в правительство, документ вскоре должен появиться. Кстати, вопрос, который вы задали, часто звучит и от сельхозтоваропроизводителей, которые просят выделить от 10 до 30 процентов торговых площадей в конкретном регионе под реализацию местной продукции. Очевидно, надо менять законодательство в этой части. А пока администрации регионов будут подписывать соглашения, позволяющие увеличить долю местных сельхозтоваропроизводителей в торговых сетях.
Чтобы наши аграрии производили достаточно продукции высокого качества, надо создать им комфортные условия жизни в селе. Речь не только о центральном отоплении или бесперебойном водоснабжении. Жизнь действительно должна быть достойной, чтобы молодежь не бросала деревню и не уезжала в города. Нет ли у вас ощущения, что российское село постоянно находится в одной временной точке, несмотря на то, что мир развивается семимильными шагами. Почему это происходит?
Николай Федоров: Тема, которую вы подняли, тянет на отдельное интервью. Вспоминаю свое детство, я ведь тоже вырос в деревне. Помню, если зуб заболел, из нашей деревни надо было идти 9 километров пешком до районной больницы. Дорог не было, соответственно и транспорт не ходил. Газа не было, как и водоснабжения. За водой ходил с коромыслом к ближайшему оврагу, а до него - километр. Мы не жаловались на жизнь, но помню, что в детстве было ощущение, что так не должно быть.
Не хочу хвастать, но когда я был главой Чувашии, с 1995 по 2004 годы была проведена полная газификация республики, к 2008 году были построены дороги до всех населенных пунктов. Ресурсы для этого можно найти во многих других регионах. Но не хватает людей, которые не просто болели бы душой за это, а были бы способны организовать должным образом обустройство российского села.
В Белгородской и Тюменской областях, Краснодарском крае, в Мордовии, Татарстане, Башкирии, ряде других регионов сельская жизнь более комфортная. Это регионы, в которых губернаторы активно занимались и занимаются обустройством территорий, созданием соответствующей инфраструктуры для полноценной современной сельской жизни. Но есть регионы абсолютно брошенные, где никому до этого нет дела. Приведу два примера. Статья 179 Бюджетного кодекса требует не менее 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта направлять в сельские населенные пункты. Всего 12 регионов выполняют это требование - Калмыкия, Сахалин, Татарстан, Красноярский, Пермский и Ставропольский края, Якутия, Удмуртия, Марий Эл, Еврейская, Тамбовская, Курская области.
Впервые в этом году в федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий с 2014 по 2017 годы и на период до 2020 года" предусмотрена грантовая поддержка местных инициатив граждан по развитию территорий. На это из федерального бюджета запланировано потратить 95 миллионов рублей. Но деньги оказались нужны всего 23 регионам, они создали программы по поддержке таких инициатив. Я знаю, что в селе можно многое сделать даже за 2 миллиона - создать парк или сквер, очистить пруд, поддержать фольклорный ансамбль. Уверен, что в каждой деревне есть активный человек, но ему о новых финансовых возможностях даже не рассказали, а если он и сам узнал, приказали не высовываться. Проявление инициативы предполагает, что надо напряженно трудиться. Надо ж этот парк разбить, этот пруд очистить... Чиновники в региональных минсельхозах, главы муниципальных образований не проинформировали власти сельских поселений о новой возможности. Хотя хороший губернатор должен и сам знать, что происходит. Я бы на месте этих губернаторов провел самую широкую разъяснительную работу и обязал глав поселений представить свои проекты.
Вот и ответ на ваш вопрос - почему так происходит. Банально, но под лежачий камень вода не течет, федеральные деньги не получит равнодушный к селу губернатор или глава поселения. Так что у нас многое и от лени, и от иждивенчества. Но это и результат не очень хорошего отношения властей к крестьянству.
В рамках ФЦП по устойчивому развитию сельских территорий планируется строительство жилья, в том числе для молодых специалистов, прокладка газовых сетей, водопроводов. Также предусмотрено открытие новых фельдшерско-акушерских пунктов, спортивных сооружений, школ. С 2015 года в рамках обновленной программы совместно с Минтрансом и Росавтодором планируем строительство и реконструкцию автомобильных дорог к сельским населенным пунктам и объектам производства и переработки сельхозпродукции. Должны ввести не менее 680 километров дорог с твердым покрытием в селе.
По поручению президента Минсельхозом также подготовлены предложения о внесении изменений в ФЦП. Они направлены на сокращение до трех-пяти лет времени ожидания получения соцвыплат на строительство или приобретение жилья для молодых специалистов, проживающих и работающих в селе. Эти изменения предусматривают и увеличение объема федеральных субсидий - не менее 70 процентов - на жилье для молодых семей от общего объема средств на улучшение жилищных условий селян.
От того, насколько активно будут работать в этом направлении не только органы местного самоуправления, но и сами сельские жители, проявляя собственную инициативу, зависят дальнейшие перспективы развития сельских территорий и в целом нашей страны.