"Магистраль" проводилась в Нижнем Тагиле на полигоне "Старатель" раз в два года, чередуясь с международной выставкой вооружения Russia Arms Expo (RAE). В последний раз она состоялась в 2009 году, после чего вместо нее стала проходить выставка спецтехники "Оборона и защита".
Однако спустя время было решено возродить транспортную биеннале, чтобы способствовать продвижению продукции уральских машиностроителей на российском и зарубежном рынках.
Новый форум получился скромнее, чем такие раскрученные на Среднем Урале мероприятия, как выставка вооружения RAE и выставка инноваций "Иннопром". Тем не менее для первого раза оно оказалось весьма насыщенным. Тем более что сами организаторы называют его "разминкой" перед большим стартом. В дальнейшем транспортный салон планируют сделать федеральным.
В общей сложности предприятия транспортного машиностроения показали на выставке порядка 200 образцов продукции: железнодорожную, автомобильную, воздушную, водную, специализированную и прочую технику.
Часть машин была представлена в экспозиции, а ряд экспонатов наглядно продемонстрировал свои технические характеристики во время демонстрационного показа на полигоне. Транспортные шоу проходили на мероприятии ежедневно.
И, как отмечают специалисты, модернизированный к RAE-2013 полигон позволил машинам проявить все свои эксплуатационные возможности: автомобили преодолевали бездорожье, водную полосу, сложные высоты.
Например, корпорация "Уралвагонзавод" представила на "Магистрали" целый ряд новинок, выпущенных на ее предприятиях. Среди них - модернизированный низкопольный трамвай 71-407-01 в новом современном дизайне, созданный екатеринбургским заводом "Уралтрансмаш".
Его уже окрестили "младшим братом" суперсовременного российского трамвая R1, который был презентован минувшим летом на выставке "Иннопром-2014". И можно сказать, пока эта модель более вписывается в современные реалии российских городов, нежели футурологический старший собрат.
Еще одна новинка корпорации - первый в мире вагон из композитных материалов. Он в три раза легче и намного прочнее обычных вагонов из металла, которые сегодня ходят по железной дороге. При этом может перевозить любой груз - от зерна до удобрений.
Кроме того, УВЗ продемонстрировал тяговую машину ТМВ-2, которая может вместо маневренного тепловоза доставлять вагоны по железнодорожным путям в пункт назначения. Такая техника уже давно используется на зарубежных предприятиях для перевозки грузов, однако в России она пока в новинку.
А РЖД представили на "Магистрали" железнодорожный выставочно-лекционный комплекс, своего рода "музей на колесах". Он состоит из 12 вагонов, девять из которых - выставочные. В них размещаются экспонаты, рассказывающие об истории развития железнодорожного транспорта в России. Здесь также есть тренажерный комплекс, где каждый желающий может попробовать себя в роли машиниста.
Верхнетуринский машиностроительный завод "Эталон - ВТМЗ" показал вездеходный пожарный автомобиль для тушения лесных пожаров, который способен добраться до очага возгорания через реки, болота, лесоповал и крутые подъемы в 45 градусов. На полигоне машина показала, как может тушить пожар на берегу водоема: организовала подачу воды прямо из демонстрационного бассейна.
Кроме того, интерес у гостей выставки вызвал робот-пожарный, который использует МЧС. Это машина, выпущенная на Курганском заводе спецтехники, способна бороться с огнем в самых сложных условиях, где не могут работать пожарные. В Свердловской области эта техника используется только в двух городах - Новоуральске и Лесном - для охраны радиационно опасных объектов.
Одновременно с выставкой на транспортном салоне проходила насыщенная деловая программа: на круглых столах и заседаниях представители предприятий, власти, экспертного сообщества обсуждали проблемы и развитие транспортного машиностроения в России.
Так, вагоностроители подняли вопрос о серьезном падении спроса на свою продукцию. Гендиректор корпорации "Уралвагонзавод" Олег Сиенко рассказал, что сегодня рынок перенасыщен вагонами, потому что перевозчики не списывает подвижной состав, который устарел морально и физически, а все время продлевают срок его службы.
Именно по этой причине на железной дороге то и дело случаются ЧП. В связи с этим производители настаивают на том, чтобы на федеральном уровне было запрещено продлевать срок эксплуатации составов.
Однако заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов, в свою очередь, напомнил, что важно соблюдать баланс интересов как производителей, так и покупателей.
По его словам, инвестиции в модернизацию неизбежно закладываются в стоимость услуги, что в конечном счете приводит к удорожанию перевозок, а следовательно, и продукции. Кроме того, с этого года продление срока эксплуатации вагонов стало возможным только после их модернизации.
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, в свою очередь, отметил, что в настоящее время отрасль в целом демонстрирует темпы роста по всем основным экономическим показателям в регионе. На 1 августа 2014 года индекс промышленного производства достиг 106,5 процента.
За 7 месяцев 2014 года предприятиями было отгружено продукции на сумму почти 46 миллиардов рублей, что на 103 процента выше аналогичного показателя за 2013 год.
Полпред президента РФ в УрФО Игорь Холманских подчеркнул, что основной задачей российской промышленности является именно выход из зависимости от импортных поставок. Сегодня эта проблема особенно касается станкостроения, тяжелого машиностроения и ряда других отраслей.
Он также добавил, что сейчас аппарат полпреда ведет мониторинг импорта зарубежной продукции в регионах УрФО с тем, чтобы затем подготовить программу импортозамещения для Урала.