09.10.2014 00:01
Культура

В Пермском оперном театре поставили "Дон Жуана" Моцарта

Такого Моцарта, как в Перми, не встретить больше нигде
Текст:  Лариса Барыкина
Российская газета - Столичный выпуск: №230 (6502)
Пермский оперный театр - единственный в стране, где осуществлена оперная трилогия Моцарта и либреттиста Лоренцо да Понте: "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан" и "Так поступают все". Все три спектакля ставили разные режиссеры, и концептуальность этого проекта определенно исчерпывается понятием "Моцарт Курентзиса". Это понятие включает уже привычный для дирижера и его оркестра MusicAeterna звуковой перфекционизм, индивидуальную свободу в интерпретации, использование аутентистских принципов музицирования.
Читать на сайте RG.RU

Говоря коротко: такого Моцарта, как в Перми, не встретить более нигде. Но и в Перми его можно услышать не часто, после премьерной серии все три моцартовских шедевра покажут подряд в конце ноября - единственный раз за сезон. Курентзис - ярый противник репертуарного театра, и по его мнению, ежедневный поток разных спектаклей не способствует высокому исполнительскому качеству.

В Перми сыграли моцартовского "Дон Жуана" с певцами в корсетах

Последнюю пермскую премьеру ставила аргентинка Валентина Карраско, режиссер известной каталонской группы La Fura dels Baus. Загромоздив сцену невероятным количеством обнаженных манекенов и жутковатыми стеллажами с теми же манекенами, но уже расчлененными, она добилась инфернальной атмосферы. Мрачность усугубляется видео-артом в стиле нуар, проецируемым на прозрачный супер-занавес. И в этом пространстве разыгрывается моцартовская dramma giocoso (веселая драма), персонажи которой выглядят несколько странно. Поголовно все - поверх современной одежды - носят бандажи, корсеты и ортопедические накладки, символический смысл которых ясен как день. Единственный, кто нормален и здоров в этом мире пластиковых кукол и моральных инвалидов - конечно, Дон Жуан. Он живее всех живых - с естественными реакциями, желаниями, поступками. И этой через край бьющей витальности ему не простят, зловещее окружение его уничтожит. С этого начинается спектакль, и все последующее  - отматывание пленки назад.

Дмитрий Бертман: "Прекрасная Елена" - потрясающий материал для театра

Несмотря на некоторую однозначность посыла - главная мысль обнаруживает себя с самого начала и финал закономерно предсказуем  -  Карраско сочинила живой, смелый, лишенный особых рефлексий, но зато изобилующий пикантными эротическими подробностями спектакль. Довольно динамичный в первом акте и слегка буксующий во втором. Кульминацией первого становится сцена отвязной вечеринки у Дон Жуана, куда согласно дресс-коду пускают только тех, кто добровольно снимет с себя ненавистные вериги. Толпа веселых фриков и разноцветных неформалов врываются в зрительный зал, а затем и на сцену, разворачивая транспарант Viva la Liberta. Но вскоре под натиском ханжески злобных пуритан с костылями и протезами все вернется к унылой серо-коричневой обыденности. Во втором акте донна Анна, Оттавио и Эльвира, вдохновленные общением с Дон Жуаном, захотят избавиться от своих комплексов, в прямом смысле - снять нелепые ограничители. Но и из этого ничего не получится. Особенно забавной выглядит откровенная сцена, где расшалившаяся Церлина исполняет мини-стриптиз, пытаясь соблазнить своего жениха, увальня Мазетто. В самый важный момент накладной гульфик на причинном месте у того застревает намертво. Опять не вышло.

Солистам предложен актерский рисунок необычайной подвижности, сценические задачи непросты, детали поведения проработаны, и абсолютная свобода при очень достойном вокале  - достижение большинства исполнителей. Оба Дон Жуана по-своему хороши: Симоне Альбергини, уже давно известный российской публике, - видавший виды неотразимый донжуан донжуаныч с мефистофельской полуулыбкой. Андре Шуэн - несомненное открытие спектакля, сокрушительно молод и хорош собой, обладатель бархатного баритона, певческие победы которого еще весомее, в частности, скоростная "Ария с шампанским" и спетая на невероятном пианиссимо Серенада. Из приглашенных солистов особо отмечу Гвидо Локонсоло (Лепорелло) и Ивону Соботку (Донна Анна). Еще накануне премьеры Курентзис обещал новые открытия в пермской труппе, и они случились. Имена Надежды Павловой (Донна Анна), Дарьи Телятниковой (Церлина), Бориса Рудака (Оттавио) стоит запомнить.

Раймонд Паулс: Латвия потеряла уже одну треть своего населения

Ясно, что "Дон Жуан" Моцарта  - опера, для Курентзиса особо значимая. На публике он представлял ее уже не однажды: многим памятны и московское концертное исполнение, и спектакль, сделанный совместно с Дмитрием Черняковым в Большом театре. В пермской премьере дирижер поучаствовал и актерски: в сцене послепраздничного избиения хиппующих неформалов один из злобных инвалидов бежит к оркестровой яме и в остервенении топчет партитуру Моцарта. Невозмутимый маэстро проводит концовку первого акта без нот. Ясно, что параллелей с главным героем, несмотря ни на что живущим по своим правилам, Курентзис не боится, и скорее всего - к ним стремится.

Прекрасную идею спектакля об уникальной независимой личности режиссер реализует по-своему - подменив некоторые базовые понятия. Свободу Карраско понимает только как свободу нравов, любовь заменяет сексом, столь важная для мифологии образа Дон Жуана погоня за идеалом и "вечно женственным" начинает напоминать банальный промискуитет. И опустошенному герою ничего не остается, как спеть серенаду резиновой кукле. А где амбивалентность и парадоксальность Дон Жуана, да и психологическая неоднозначность других персонажей? Где экзистенциальный космос, метафизические глубины и тайны? Ответ  правильный - в партитуре Моцарта, озвученной Курентзисом и его музыкантами. И этот контрапункт музыки со сценой, похоже, становится главным принципом работы дирижера с современной режиссурой. Равный по масштабу соратник ему нужен не всегда. Исключение  - прошлогодняя "Королева индейцев" Перселла в постановке Питера Селларса.

Пермский оркестр Курентзиса приглашен в Зальцбург

Кстати, для концепции Карраско гораздо больше подошла бы другая версия партитуры, без заключительной сцены и морализаторского фугато в конце, которое здесь уж точно выглядит нелепым довеском. Но Курентзису, завершая проект, начатый три года назад, важно представить полный вариант. Впрочем, сценический вариант оперы для него - только начальный этап работы, а следующий - долгий и тщательный - запись спектакля компанией Sony Classical, с которой у дирижера долгосрочный контракт. Весной прошлого года вышел релиз "Le nozze di Figaro", уже собравший и восторженные отзывы критики, и серьезные награды (в частности ECHO Klassik и совсем недавно - "CD года" по версии авторитетного журнала Opernwelt). На очереди появление "Cosi", а "Don Giovanni", который пишется в эти дни, выйдет в следующем году. И этот избранный Курентзисом алгоритм творческой жизни, чередующей подготовку спектаклей и кропотливую студийную работу по увековечиванию их музыкальной составляющей, очень показателен.

Музыкальный театр Классика Пермь Пермский край