На Земле, пострадавшей от глобального потепления - голод, и единственный путь спасения человечества - переселение на другую планету. К счастью, в районе Сатурна обнаруживается "червоточина", через которую можно прямиком попасть в другую область Вселенной. Главную роль играет Мэттью Макконахи.
За последний год на вас обрушилась куча наград: "Оскар", "Золотой глобус", приз Синематеки. Голова не закружилась?
Мэттью Макконахи: Ну что вы, мы - техасцы, и привыкли жить на полную катушку: если тебя забыли, то - навсегда, если наградили, то кучей. Но на самом деле я ошарашен неожиданностью. 12 лет сценарий "Далласского клуба покупателей" не мог найти продюсера. 25 дней мы снимали эту картину на деньги, взятые через кредитные карты. Репетиций не было. Свет не ставили - обходились естественным. Снимали без дублей. А в итоге нас стали осыпать наградами.
То есть любимец дам бросил романтические комедии - и вытащил счастливый билет?
Мэттью Макконахи: Если бы так просто... Конечно, у меня было свое место в индустрии, мне очень хорошо платили. Я чувствовал себя уверенно, но удовлетворения не было. Хотелось играть серьезные роли, а Голливуд считал, что раз народ ходит на Макконахи улыбчивого, то смурной Макконахи не нужен. К счастью, есть независимое кино, куда я и направил стопы. "Киллер Джо", "Газетчик", "Мад" позволили мне выйти из типажа, играть глубокие роли, и это мне нравилось. Поэтому, когда пришли предложения сыграть в "Далласском клубе покупателей" и ремейке "Частного детектива Магнума", где в оригинале играл великий Том Зелек, я поколебался и выбрал "Клуб". Теперь могу возвращаться в мейнстрим - ничего доказывать уже не нужно.
И вы без колебаний приняли идею сыграть в "Интерстелларе"?
Мэттью Макконахи: Когда вас зовет Нолан, колебания невозможны. Кто же в здравом рассудке откажет одному из самых умных и раскрепощенных режиссеров! Правда, у меня ушло пять с половиной часов на прочтение сценария, но, прочитав, я немедленно согласился.
А что, раньше вы читали быстрее?
Мэттью Макконахи: Две-три минуты.
Да ладно!..
Мэттью Макконахи: Честно. Пока не погорел. Я быстро растворяюсь в роли: живо представляю, каким должен быть этот парень, какой текст будет для него естественным и - готово! После первых пяти-шести картин я решил, что овладел мастерством, и достаточно пробежать глазами сцену, увидеть себя в ней - и можно выходить на площадку. И вот однажды прихожу, мне дают полтора листочка, я их читаю, и мир плывет перед глазами: все полтора листочка - сплошной монолог. На испанском языке! Пришлось взять тайм-аут.
С Ноланом такие штучки не проходят?
Мэттью Макконахи: Что вы, там - работа! Он сажает актеров в кружок и начинается лекция: "Значит, вы пробрались сквозь "червоточину" и подлетели к черной дыре. Гравитация здесь вот такая-то. Вы должны чувствовать то-то и то-то. Как течет время? 23 или 24 года за час? Не знаете? Я тоже не знаю. Посидите, я пойду проконсультируюсь". У нас же астрофизик был прикрепленный, и я его иногда просто ненавидел. Спросишь: "Какой вариант правильный?" - он закатит глаза: "Оба". Как оба, не понимаю! А он отстреливается умными словами: неопределенность Гейзенберга, сингулярность. Очень хотелось его стукнуть.
Нолан славен масштабными декорациями и спецэффектами. А как он работает с актерами?
Мэттью Макконахи: Тщательно. Не только объясняет ситуацию, но и помогает найти зерно роли, акцент эпизода. И при этом - никакого диктата, только обсуждение. Он не против импровизаций, лишь бы они не разрушили ткань рассказа. Мне он очень помог, скажем, в нарабатывании чувств, которые испытывает отец, отправляясь в далекий путь и не знающий, вернется ли он назад, но обязанный уверить детей, что вернется непременно.
Вы сами стать астронавтом не мечтали?
Мэттью Макконахи: Никогда. Я вырос земным человеком и не очень интересовался, что там делается в небесах. Только после работы в "Контакте" у меня появился специфический интерес: мы, техасцы - люди пограничья, наши предки двигались с востока, осваивая все новые земли. И мне подумалось, а нет ли там, наверху, нового пограничья, куда могут двинуться авантюристы? Пока этот интерес удовлетворяется фильмами.
Обычно фантастика предлагает межзвездные схватки или нападение инопланетян на Землю. В этом смысле "Интерстеллар" - необычный фильм. Вы верите, что зритель примет отказ от стереотипа?
Мэттью Макконахи: Стереотипы могут быть удивительно талантливы, но нельзя же постоянно биться о них лбом. У Нолана есть замечательное соединение британского цинизма с оптимизмом: как оптимист он верит в человечество, как циник пробует эту веру на зуб - достойно человечество спасения или нет. То есть борьба идет не с лопоухими инопланетянами, а - в самом человеке, и звездные приключения - только декорации. Это интересно, и мне повезло, что участвую в этом проекте.
Вы считаете себя везучим?
Мэттью Макконахи: Слабо сказано, я - воплощение везения. В картине "Время убивать", которая вывела меня на большую дорогу, я должен был играть бессловесную роль ку-клукс-клановца. Я тогда был неизвестен и перебивался мелкими ролями. И надо же было так повернуться звездам, что я встретил в баре режиссера картины Джоэля Шумахера и под влиянием выпитого предложил ему себя на главную роль. Наутро я мрачно думал, что меня вышвырнут из команды, но через месяц пришел вызов на пробы - на главную роль! Так было несколько раз, поэтому я убежден: без удачи актеру не жить.
Вам пришлось играть бандита и полицейского, космонавта и беглеца. Что было самым трудным?
Мэттью Макконахи: Телефонный звонок отцу: "Папа, я не буду поступать в юристы, а пойду в актеры". Я боялся, что отец сейчас как грохнет! К удивлению, он воспринял все довольно спокойно. Но и с юриспруденцией я не расстался: столько сыграл адвокатов, что сбился со счета.
Для работы в "Далласском клубе" вам пришлось потерять больше 20 кг веса. Это не мешало в межзвездном полете?
Мэттью Макконахи: К счастью, у меня хорошая генетика. Отец был атлетом, и я легко управляюсь с телом: быстро наращиваю мышцы, за неделю могу безболезненно спустить два-три килограмма, а потом за неделю же их набрать. Люблю плавание, занимаюсь в спортзале, и никаких таких проблем у меня не было.