В своей жалобе защита осужденного просила Верховный суд изменить квалификацию преступления и назначить более мягкое наказание. Мосгорсуд в июле приговорил Зейналова к 17 годам лишения свободы. В итоговом документе суда сказано, что фигурант признан виновным по части 2 статьи 105 УК РФ - в убийстве из хулиганских побуждений.
По версии следствия, 10 октября 2013 года у дома номер 7 по Востряковскому проезду в Москве Зейналов, используя малозначительный повод, в ходе словесной ссоры напал на Щербакова и нанес ему удары руками, после чего - два удара ножом. Один из ударов был нанесен в сердце. Потерпевший скончался на месте. Судья Николай Ткачук, оглашая приговор, подчеркнул, что исправление Зейналова возможно только в колонии строгого режима.
По данным полиции, 30-летний гражданин Азербайджана Орхан Зейналов жил на территории России более 10 лет. Он не имел постоянного заработка и занимался частным извозом. По данным следствия, он вспыльчив, агрессивен, злоупотребляет спиртным, не имеет постоянного места жительства в Москве.
Прокуратура настаивала на удовлетворении иска потерпевшего, отца погибшего, Владимира Щербакова в полном объеме. Он просил взыскать с подсудимого 5 миллионов рублей. В своем выступлении он заявил, что "никогда не сможет простить убийцу сына". Судья ограничил сумму иска 3 миллионами рублей. Суд принял как доказательство вины подсудимого показания свидетелей, а также письменные материалы дела, в том числе распечатку переговоров Зейналова с родителями, в которых он рассказывает о преступлении и попытках избежать наказания. А еще о том, что попытается скрыться, чтобы его не нашли. В материалах дела есть прямая речь подсудимого: "Я наберу вес, отращу бороду, сделаю все, чтобы меня не поймали".
Отягчающим обстоятельством признан тот факт, что Зейналов совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения. "Экспертиза показала, что Зейналов нанес Щербакову целенаправленный удар в живот с целью лишить его жизни. Экспертиза опровергает версию подсудимого, что он не намеревался убивать Щербакова и не целился в жизненно важные органы", - подчеркнул в своей заключительной речи на суде гособвинитель. Он отметил, что "кроме ножевых ранений обвиняемый нанес Щербакову не менее 20 ударов руками". И после оглашения приговора осужденный не признал себя виновным.
Официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин сообщил ранее, что предварительное расследование этого дела прошло в кратчайшие сроки. Доказательства вины Зейналова были собраны в полном объеме. И суд согласился с доводами обвинения. Кстати, граждане, обвиненные по таким тяжким статьям, ни под какие амнистии не попадают.
Владимир Маркин подчеркнул, что это убийство было раскрыто по горячим следам. Зейналова задержали уже 15 октября в подмосковной Коломне, куда он уехал после совершения преступления, и тут же переправили на вертолете в столицу. По словам Маркина, в ходе расследования обвиняемый не только отрицал свою вину, но и выдвигал различные версии.
Напомним, что убийство Щербакова вызвало в Бирюлево Западном массовые протесты. Жители района сначала собрались на народный сход с требованием найти и наказать убийцу, а также закрыть местную овощебазу, где работали нелегальные мигранты. В итоге народный сход вылился в уличные беспорядки. Были разгромлены киоски, разбиты витрины в магазинах, перевернуто несколько автомашин. Жители жаловались на администрацию овощебазы, где, по их данным, работали иностранцы-нелегалы. В отношении руководства компании - владельца базы было возбуждено уголовное дело по факту организации незаконной миграции группой лиц (часть 2 статьи 322.1 УК РФ).
Орхан Зейналов, осужденный на 17 лет колонии строгого режима за убийство москвича Егора Щербакова, надеется на то, что власти Азербайджана помогут ему добиться возможности отбывать срок на родине. Известно от адвокатов осужденного, что Зейналов ведет через своих защитников переговоры с посольством Азербайджана в России. Его адвокат Виктор Аникушкин заявил, что он уже ходил в посольство, и сейчас продолжаются консультации. По его словам, азербайджанские дипломаты могут повлиять на решение о том, где может отбывать срок осужденный. Адвокат также уточнил, что, если Зейналову не удастся попасть на родину, он будет проситься в одну из колоний на территории российского Северного Кавказа, так как там "есть его земляки". Речь, конечно, идет о заключенных.
По нашему закону, а также по международной Конвенции, к которой наша страна присоединилась, такие заключенные могут и не сидеть в России весь назначенный срок, а отправиться "досиживать" домой, на родину. И осужденные пользуются подобной возможностью. А как при этом будут защищены права жертв преступлений или их близких? Как им выплатят положенный моральный ущерб? А вдруг на родине по какой-то причине убийцу выпустят на свободу раньше срока?
Вопросов много, и, как считают юристы, все они совсем не праздные. Статистика правоохранительных органов неумолима - десятки тысяч преступлений совершают за год иностранцы, в основном граждане из ближнего зарубежья, и эта цифра постоянно увеличивается процентов на десять в год. По данным МВД, в структуре "приезжей" преступности больше всего краж. Их примерно 15 процентов, потом идут наркотики - около 14 процентов. Самые страшные показатели в категории тяжких и особо тяжких преступлений. Здесь мигранты доминируют однозначно. Именно приезжие совершают, например, в Москве около 80 процентов разбоев, грабежей и убийств. Обычно ситуация с осужденными преступниками-иностранцами предельно проста - по приговору они отбывают наказание и выплачивают денежные компенсации пострадавшим. Поэтому права заключенных никоим образом не должны ущемлять интересы жертв преступлений или их родных. Порядок и условия перевода перечислены в нашем УПК - статья 55, основания отказа - в статье 471.