16.12.2014 10:00
Культура

Einstuerzende Neubauten посвятили альбом столетию Первой мировой войны

Текст:  Дмитрий Сосновский
Уходящий год настолько заполнен судьбоносными для человечества событиями, что даже такая дата, как столетие Первой мировой войны, оказалась в их тени. Однако без внимания ее, конечно, оставить не могли - памятных мероприятий в течение всего года хватало. А одним из самых знаковых посвящений этой печальной странице человеческой истории стал концептуальный альбом Lament ("Плач") выдающегося немецкого "индустриального" коллектива Einstuerzende Neubauten ("Разрушающиеся новостройки").
Читать на сайте RG.RU

Пока их словенские соратники по ранней нойз-индустриальной сцене Laibach вплотную занялись конструированием проекта по безжалостному демонтажу обывательского сознания современников, "Новостройки" обратились к размышлениям на тему перманентного характера войны в истории человеческой цивилизации. Неслучайно печальный юбилей рассматривается бессменным лидером коллектива Бликсой Баргельдом как отправная точка для таких размышлений: по его мнению, Первая мировая война, беспрецедентная в свое время по своим масштабам и жестокости, не только нашла свое продолжение в бойне 1939-1945 годов, но и длится в известном смысле до сих пор.

Einstuerzende Neubauten: Континентальные флагманы индастриала

Как правило, работы таких художников, как Бликса совершенно бессмысленно рассматривать как обычное музыкальное произведение - в отрыве от контекста и без полного понимания того, что он на самом деле хочет сказать. В Lament он в этом настолько далеко зашел, что сам настаивает на том, чтобы пластинку не смели называть просто новым альбомом группы. Это, скорее, самодостаточное произведение искусства, полноценное знакомство с которым требует искреннего интереса и внимания. Иначе ничего не получится: вы просто не поймете, о чем речь, магия не сработает, а музыка смешается в  сознании в малопонятную звуковую кашу. Но если вы проявите должное уважение к труду великой группы, вы непременно будете вознаграждены настоящим катарсисом, и мелкие детали, по отдельности выступающие в роли изящных зарисовок случайно, на первый взгляд, подобранных эпизодов Первой мировой, сложатся в целостную - страшную, но завораживающую - картину. Которая, несмотря на всю мрачность перспективы и пессимистичность взгляда как на прошлое, так и на будущее, не может не заставить восхищенно выдохнуть. Для того чтобы процесс ознакомления был максимально продуктивным, группа любезно разместила подробные комментарии к альбому на своем официальном сайте.

Альбом Spectre группы Laibach: тоталитарная эстетика добра

Да, Lament вовсе не претендует на точную последовательность в изложении событий и на создание полноценной ретроспективы: это совершенно ни к чему. Эпизоды, выбранные "Новостройками", достаточно красноречивы для того, чтобы увидеть описываемый объект глазами авторов во всей его полноте. Мастерство, с которым они делают это возможным, конечно, никого не удивит - нестандартно работать со звуками и смыслами Бликсе блестяще удается уже не один десяток лет. А сотрудничество с профессиональными историками позволило сделать обыгрываемый материал очень разнообразным и крайне актуальным.

Легендарные американские музыканты Swans выступили в Москве

Впрочем, сторонники последовательности в изложении также недовольными не останутся - порядок треков в Lament тесно связан с хронологией, а один из них представляет собой настоящую таблицу ключевых событий войны, остроумно нарисованную посредством затейливой музыкальной структуры.

Начинаясь с индустриального грохота военных заводов, аудиоповествование под цепенящие вопли "Ура!" и некогда звучавшие на всех континентах гимны, иллюстрирующие причудливые сплетения судеб идущих к гибели империй, бросает слушателя в страшный круговорот. Особенное впечатление производит выведенная своего рода "запоздавшим прологом" предвоенная переписка "Вилли" и "Ники" - кузенов, стоящих во главе Германской и Российской империй, продолжающих уверять друг друга в братских чувствах, несмотря на очевидную неизбежность для всей Европы уже развязанной на Балканах австрийцами войны. Не обошлось и без любимого Бликсой дадаистского сюра, вполне вписывающегося в хронологические рамки концепции, и без постмодернистских ссылок на несуществующих авторов.

В Омске издали книгу о жизни в тылу Первой мировой

Необычные интерпретации классических песен члена первого в истории чернокожего военного формирования в Европе или пронзительной песни пятидесятых, написанной американским сингером-сонграйтером Питом Сигером по мотивам казачьей песни из "Тихого Дона" и затем исполненной на немецком языке Марлен Дитрих, а также другие неожиданные находки заставляют следить за проходящим в альбоме с неослабевающим вниманием. А три трека, озаглавленные так же, как и пластинка, своеобразная "мини-трилогия", "альбом в альбоме", исполняющий роль смыслового центра всего произведения, производят такое ошеломляющее впечатление, что впечатанные ударными в сознание цифры "1914-1918" еще долгое время не выходят из головы. Заключительный трек "мини-трилогии", вторая часть названия которого переводится как "Я согрешил", уже откровенно смахивает на реквием по идеям европейского гуманизма: здесь звучат уникальные записи узников военных лагерей, которых любопытные немецкие этнографы заставили прочитать на родных языках евангельскую притчу о блудном сыне, записав их на восковые цилиндры - многие языки вместе с их носителями вскоре после осуществления этой записи погибли.

В Царском селе открылся музей Первой мировой войны

Природу смертельного удара, который Первая мировая нанесла мечте человечества о прогрессе, окончательно раскрывает песня How Did I Die. Здесь погибшие солдаты усомняются в самой возможности того кошмара, который произошел с ними и, провозгласив: "мы не умерли", грозят живым вернуться. Ссылка на писателя Курта Тухольски, ранее посвятившего этому одну из своих песен, здесь совершенно прозрачна. В конце концов мертвые, не готовые примириться с такой смертью, в некотором смысле и "вернулись" в Европу - в виде пресловутого "потерянного поколения", моральная опустошенность которого сделала его представителей самыми настоящими "призраками".

Интересно, что завершается альбом еще одной песней темнокожих американцев, формально вернувшихся домой в статусе победителей. Только в Lament звучит она отнюдь не триумфально, как не выглядел таковым и остаток жизни певших ее некогда ветеранов - они умерли забытыми и никому не нужными.

Владимир Путин: Путь к миру слагается доброй волей и диалогом

Бликса рассуждает в Lament как пацифист, поэтому не вдается в дипломатические нюансы - как, например, в случае с перепиской императоров. Он выступает против войны как явления, и такая позиция, обладающая вполне понятной логикой, заслуживает внимания - в отличие от, например, "избирательного пацифизма" некоторых современных отечественных публичных деятелей. Lament пронизан антивоенным пафосом, при этом он наполнен чувством безысходности, которое уходит корнями в далекий 1914 год. Откровенно говоря, сложно представить, что может в ближайшее время переубедить декадентствующих немцев в излишней пессимистичности их мировоззрения. Но, во всяком случае, этот пессимизм нисколько не мешает им продолжать творить штучные шедевры, каким, безусловно, является альбом Lament.

Некоторые слушатели тут же обвинили "Новостройки" в излишней "камерности" и даже "манерности" альбома. Однако в этой "камерности" точно нет ничего предосудительного, тем более что такой подход к творчеству позволяет четко отделить настоящий авангард (хотя Бликса и избегает старательно такого определения - не только из-за чрезмерной "заезженности" понятия, но и в связи с "военным" происхождением термина) от скучной "хипстерской" экспериментальщины. Уж в этом легенд "индастриала" заподозрить точно не удастся. Что не может не радовать.

Рок История