24.02.2015 00:40
Экономика

Эксперт: Мощный удар по инфраструктуре нанесли секторальные санкции

Самый мощный удар по инфраструктуре нанесли секторальные санкции
Текст:  Яна Иванова ( юрист международной юридической фирмы "Герберт Смит Фрихилз")
Российская Бизнес-газета - Государственно-частное партнерство: №7 (986)
В течение последних десяти лет развитие инфраструктуры - это приоритет национальной экономической политики. Слово "инфраструктура" из уст чиновников перекочевало в законы, федеральные целевые программы и другие официальные документы. Как санкции воздействуют на создание и модернизацию инфраструктуры, учитывая политическую причину их введения?
Читать на сайте RG.RU
На развитие железнодорожной инфраструктуры выделят 417 млрд рублей

Санкции не устанавливают специального блокирующего режима для инфраструктурных проектов, как, например, это сделано в отношении отдельных секторов российской экономики. Это связано с тем, что определить "инфраструктурный проект" для применения санкций очень сложно. Инфраструктура попадает под санкции через общие ограничения: во-первых, через включение в "черные списки" США и ЕС ключевых игроков инфраструктурного рынка, во-вторых, путем распространения секторальных санкций на главных спонсоров российских инфраструктурных проектов - госбанки. Исключение сделано в отношении крымских проектов. Совет Европы в своих документах определил, что такое "крымская инфраструктура", и установил полный запрет на инвестирование в нее.

Первая потенциальная проблема обусловлена наличием "черных списков" США и ЕС, включение в которые означает полный запрет на ведение бизнеса с российскими лицами и компаниями из списков. Главные игроки инфраструктурного рынка, например Аркадий Ротенберг и Юрий Ковальчук, включены в списки США и ЕС. "Черные списки" ограничили возможность партнерства европейских, американских и российских компаний. Крупные инфраструктурные проекты требуют консолидации политических, финансовых ресурсов и профильного опыта, поэтому реализуются при помощи специальных проектных компаний (СПК). Под куполом СПК объединяются необходимые ресурсы. Сегодня консорциумы с участием европейцев, американцев и российских компаний из "черных списков" под запретом, независимо от доли, которой владеет санкционированная российская компания в СПК.

Российские моногорода получат налоговые льготы

Европейские законодатели оказались либеральнее своих американских коллег. Например, бизнесмен Геннадий Тимченко и связанные с ним компании ("Стройтрансгаз", "Волга Груп", "Стройгазмонтаж") попали под санкции США, при этом санкции ЕС обошли Тимченко стороной. Это означает, что юридически европейские компании могут сотрудничать с Тимченко, не нарушая законодательство о санкциях. Помимо точечных несовпадений в действующих лицах, санкции США и ЕС имеют системные различия. Например, подход американцев и европейцев при формировании списков отличается. Американцы прямо включают в такие списки компании, а европейцы в большинстве случаев предлагают идти по пути обобщений через корпоративный тест. Это означает, что компании российских бизнесменов, чьи имена внесены в "черные списки", прямо не названы в документах Совета Европы и для применения законодательства о санкциях европейцам придется в каждом случае разобраться с тем, является ли такая компания связанной с бизнесменом из "списка невъездных".

Вторая проблема для инфраструктуры создана секторальными санкциями, а именно включением в секторальные списки российских госбанков, в том числе главных спонсоров инфраструктурных проектов: ВТБ, Сбербанка, Газпромбанка.

Инфраструктуру аэропортов Москвы будут спонсировать частные акционеры

Практика в России сложилась так, что банки из числа санкционированной пятерки - это не просто кредиторы, а, как правило, активные участники кредитуемых СПК, имеющие значительную долю в проекте. Санкции, по общему праву, запрещают финансировать и покупать акции/доли компаний, в случае если доля владения указанных банков превышает 50%. Американские и европейские банки не смогут кредитовать российские инфраструктурные проекты, если доля участия санкционированного банка в таком проекте превышает 50%.

В случае если доля участия банка будет снижена, риск применения санкций снижается. Может возникнуть вопрос - снижается ли такой риск или исключается? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Отсутствие однозначных ответов - важная юридическая особенность санкций. Формулировки предполагают возможность различного толкования конкретных положений и открывают как возможности для расширительного толкования, так и для потенциального оспаривания применения санкций.

Наконец, третья проблема связана с тем, что европейские санкции наложили полный запрет на инвестирование в инфраструктурные проекты на территории Крыма и Севастополя. При этом европейцы объяснили, что в их понимании означают крымское "инвестирование" и крымская "инфраструктура". Под инвестированием понимается не только кредитование, но и право создавать СПК, приобретать соответствующие ценные бумаги и др. - по сути, каким-либо образом участвовать в реализации проектов. Под развитием "крымской инфраструктуры" Совет Европы понимает деятельность в трех отраслях - транспорта, связи, энергетики, а также добычу нефти, газа и минеральных ресурсов.

Лавров назвал односторонние санкции проявлением "блокового мышления"

Кризисная ситуация в российской экономике сложилась по разным причинам, в том числе из-за санкций. Самый мощный удар по инфраструктуре был нанесен секторальными санкциями, которые ограничили возможности госбанков финансировать проекты и играть ставшую для них привычной главную роль. "Ахиллесовой пятой" крупных проектов, реализуемых по модели ГЧП, оказался способ финансирования. Проектные кредиты частному партнеру выдают госбанки, размывая идею привлечения частных денег и саму идею партнерства государства и бизнеса. Санкции обострили дискуссию по поводу феномена "публично-публичного" партнерства. В условиях кризиса стало очевидно, что модель "квазичастного" финансирования с точки зрения экономики и распределения рисков уязвима и нуждается в оптимизации.

На вызов санкций инфраструктурный рынок не может ответить полным отказом от проектов. Строительство больниц, дорог, мостов, аэропортов остается приоритетной задачей экономики. Это означает, что санкции могут и должны простимулировать игроков рынка как со стороны государства, так и со стороны бизнеса, искать новые способы привлечения денег в проекты и принимать для этого нестандартные решения.

Бизнес