Выступая на вчерашнем заседании комитета, парламентарий напомнил, что в последние месяцы так называемой большой тройкой - Fitch, Standard&Poor s и Moody s - были приняты решения, которые раз за разом снижали оценку инвестиционного рейтинга России. В связи с этим важно разобраться, насколько эти оценки соответствовали ситуации в российской экономике. "Если не соответствовали, то как их объяснить? Это недостаток профессионализма и информированности о состоянии российской экономики, или часть кампании по дискредитации России, по давлению на Россию?" - поставил вопросы сенатор.
В Совфеде убеждены, что отрицательные рейтинги - это тоже санкции, если они носят необоснованный, необъективный характер.
Представитель МИД России Евгений Станиславов также не считает объективными последние решения рейтинговых агентств. Он напомнил, что в июне прошлого года S&P изменило прогноз Украины по обязательствам в иностранной валюте с негативного на стабильный. "Тогда это связывалось с вполне понятным явлением - выделением крупного займа МВФ Украине. Но этому решению не препятствовали ни ситуация на юго-востоке Украины, ни далекие от благополучных макроэкономические показатели страны. А вот 26 января, когда российское правительство объявило о разработке масштабного антикризисного плана, оценивавшегося в тот момент в 20 миллиардов долларов, S&P принимает решение о снижении российского рейтинга с негативным прогнозом, хотя, следуя логике решения по Украине, оно могло бы действовать, наверное, иначе", - привел свой анализ дипломат. Его вывод был схож с резюме Косачева: понижение российского рейтинга идет в русле санкционного давления западных правительств на Россию.
Именно поэтому Москва считает необходимым более широко обсуждать проблемы, связанные с рейтинговыми агентствами, на международных площадках, в том числе в ООН, поскольку критика в адрес этих агентств звучит не только в России, но и в других странах. Кроме того, в МИД России с заинтересованностью следят за деятельностью китайского рейтингового агентства Dagong, с которым России, по мнению Станиславова, было бы полезно сотрудничать по всем направлениям.
Более сдержан в оценках был замминистра финансов Сергей Сторчак, который хотя и признал, что проблема с оценкой рейтинговых агентств носит глобальный характер, но все же высказал мнение, что не стоит начинать с ними войну. По его мнению, против субъективных оценок, которые даются международными рейтинговыми агентствами, можно бороться, только модернизируя саму систему рейтинговых агентств, чем весь мир, в сущности, и занимается.
Чиновник также рассказал, что минфин изучает возможность упростить процедуру приобретения облигации федерального займа для граждан РФ, чтобы они могли использовать этот инструмент для эффективного управления своими накопленными средствами. В этой связи международные рейтинговые агентства как раз могут сыграть положительную роль, поскольку именно на их выкладки удобно ориентироваться некрупным инвесторам. "В перспективе эта роль может быть связана с открытием финансового рынка для розничного инвестора", - полагает Сторчак.
Вчера же на заседании Комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам замглавы Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников рассказал, что компенсации вкладов в украинских банках, прекративших работать в Крыму, получат не все крымские вкладчики. Потерять свои сбережения рискуют граждане, открывшие новые депозиты в период со 2 апреля 2014 года, когда вступил в силу закон об особенностях функционирования финансовой системы в Крыму и Севастополе на переходный период, до прекращения деятельности украинских банков (21 апреля 2014 года). Те же граждане, кто переоформил свои вклады в соответствии с требованиями федерального законодательства, компенсации получат. В целом же крымчане подали в Фонд защиты вкладчиков 1728 заявлений с требованиями на общую сумму 351 миллион рублей.