03.04.2015 18:16
Культура

В Москве назвали лауреатов премии The Art Newspaper Russia за 2014 год

Текст:  Жанна Васильева Михаил Синицын
Несмотря на то, что премия The Art Newspaper Russia молодая (ей всего три года) и не денежная, она весьма точно показывает время. Не только, какое тысячелетие на дворе, но и что за век...  Приз - скульптура, сделанная художником Сергеем Шеховцевым из пенопласта, - похож на стрелки часов. Правда, вместо стрелок - две башни с часами, кремлевская Спасская и лондонский Биг Бен.
Читать на сайте RG.RU
Ежегодная премия газеты The Art Newspaper Russia

"Конечно, это премия предсказуемая", - уверенно сказала коллега за пять минут до начала церемонии вручения премии газеты The Art Newspaper Russia за 2014 года в Манеже. "И каковы Ваши предсказания?", - поинтересовалась я. Она назвала своих фаворитов в каждой из пяти номинаций: музей года, реставрация года, книга года, выставка года, личный вклад. Час спустя мы деликатно не стали возвращаться к этой теме. Счет оказался 1:5 - лишь один ответ попал в яблочко. В общем, премия одного из самых авторитетных мировых изданий по искусству (владельцем сети этих изданий, выходящих в Великобритании, Италии, Франции, Греции, является Инна Баженова, она же - издатель российской версии) радует неожиданностями.

В Москве открылась фотовыставка об истории "Формулы-1"

Так, в номинации "Книга года" премию получила издательская программа Музея современного искусства "Гараж" и издательства Ad Marginem, в рамках которой переведены и изданы интеллектуальные бестселлеры, начиная от книжек Ролана Барта, Сьюзан Сонтаг и Жиля Делеза до вечно актуального (и любимого продвинутой публикой) "Бобо в раю: откуда берется новая элита" Дэвида Брукса. Что немаловажно - по доступным ценам. Получавшие премию издатели Александр Иванов и Михаил Котомин напомнили, что, по мнению социологов, самыми активными покупателями являются девочки от 10 до 14 лет. С их точки зрения, это весьма обнадеживающий факт. Поскольку чем моложе будет читатель книг по искусству, тем больше перспектив не только у издательства и авторов, но и всех нас.

Напомню, что в этой же номинации на премию выдвигался фундаментальный труд "Энциклопедия русского авангарда" в трех томах (при этом - третий том вышел в двух книгах). Энциклопедия создавалась под руководством Василия Ракитина и Андрея Сарабьянова. Кроме того, на звание "Книги года" номинирован был путеводитель Николая Васильева и Елены Овсянниковой "Архитектура Москвы периода НЭПа и Первой пятилетки", изданный ABCdesign.

Выбор газеты при этом четко мотивирован - при прочих равных она предпочитает награждать проекты и работы, имеющие публичный резонанс, доступные широкой публике. Это отчасти объясняет, почему масштабный проект "Гаража" и Ad Marginem "обошел" фундаментальный многотомный труд создателей "Энциклопедии русского авангарда".

В России появится рейтинг регионов по доступности чтения

Кроме просветительского влияния на умы сограждан, другой критерий, важный для арт-издания, версии которого выходит на пяти языках, - международный отклик на события отечественной художественной жизни, соотнесение их с контекстом интернациональной арт-сцены. Неудивительно, что из четырех номинантов на "Выставку года" три оказались международными проектами. Это основной проект Manifesta 10 (куратор Каспар Кёниг), показанный в Государственном Эрмитаже, "Золотой век русского авангарда" Питера Гринуэя и Саскии Боддеке, представленный в московском Манеже, и проект фонда коллекционера Игоря Цуканова "Постпоп-арт. Встреча Востока и Запада" (куратор Андрей Ерофеев) в лондонской галерее Саатчи. Четвертым среди номинантов был тщательно и с любовью сделанный Музеем экранной культуры ("Манеж/МедиаАртЛаб") и галереей "Триумф" выставочный цикл "Большие надежды", который в течение года (!) давал площадку в Манеже молодым художникам. Надо ли говорить, насколько это важно для молодых? Но понятно и то, что соревноваться "Большим надеждам" с проектом Каспара Кёнига в Эрмитаже или международным проектом "Постпоп-арт…" непросто.

В итоге "Выставкой года" был назван мультимедийный проект Питера Гринуэя и Саскии Боддеке "Золотой век русского авангарда", созданный известным режиссером для России и профинансированный министерством культуры РФ и департаментом культуры Москвы. Питер Гринуэй, правда, не появился. Ну, или почти не появился. Вместо него с мультимедийным приветом (и авторским посланием минкульту) выступил Вениамин Смехов. Реально он был очень похож на автора "Контракта рисовальщика". Звоня из красной лондонской телефонной будки (словно по скайпу), он с экрана объяснил, почему главным для него произведением русского авангарда является "Черный квадрат" Малевича. Словом, произнес небольшой спич. Почти как герои гринуэевской мультимедийной инсталляции.  Получать премию вышли Саския Боддеке и кураторы Ольга Шишко и Елена Румянцева. Саския Боддеке призналась в очередной раз в любви к русскому авангарду. Ольга Шишко, вспомнив "количество шишек", доставшихся на ее долю за этот проект, заметила, что его авторы отнюдь не обещали научное академическое исследование, а предложили лишь свой субъективный взгляд. И заметила, что с каждым днем обращение к опыту художников русского авангарда оказывается все актуальнее. С чем трудно не согласиться.

Когда на квадратном экране, а также на белом шаре и конусе, стоявших на сцене, появились кадры штурма Зимнего из фильма "Октябрь" (1927) Эйзенштейна, стало ясно, какой музей будет назван "Музеем года". И действительно, приз "The Art Newspaper Russia" достался Государственному Эрмитажу. Получать его вышел Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства. К 250-летнему юбилею музей открыл новое пространство в реконструированном Главном штабе (там теперь Матисс и импрессионисты), а также принял в своих стенах европейскую Манифесту 10.

В Москве открылась выставка "Еврейские художники в русском авангарде"

Со-номинантами Эрмитажа были частный музей Фаберже, открытый в отреставрированном Шуваловском дворце в Петербурге, и музейно-выставочный комплекс "Новый Иерусалим" в Московской области. На почти 30 тысячах квадратных метров разместятся хранилище для коллекций госмузеев Московской области, областной же реставрационный центр, научная библиотека, архив и большой книжный магазин. Иначе говоря, туристический кластер "Русская Палестина" под боком у Ново-Иерусалимского монастыря почти готов.

В номинации "Личный вклад" премия The Art Newspaper Russia подразумевает не вклад художника (его оценивают Премия Кандинского, "Инновация", Премия Курехина, плюс премия самих творцов "Соратник" - о ее судьбе, кстати, будет рассказывать Антон Литвин 29 апреля в ГЦСИ), а вполне конкретный финансовый вклад в дело процветания изящных искусств и развития арт-рынка. Но речь не только о том, у кого кошелек туже, как можно подумать, а о том, чей проект весомее. Впрочем, в любом случае качество проектов количественному измерению трудно поддается.

В номинации "Личный вклад" были названы четыре героя: Алексей Ананьев, Виктор Вексельберг, Андрей Филатов, Дмитрий Ханкин. Алексей Ананьев делает ставку на соцреализм, покупая и продвигая его, в том числе на таких масштабных выставках, как "Советский спорт" в Лондоне; он основал Институт русского реалистического искусства. Коллекционер и один из спонсоров Третьяковской галереи Андрей Филатов (фонд Art Russe) тоже собирает советское искусство. Он организовал вместе с РОСИЗО выставки Виктора Попкова в Венеции и Лондоне, инициировал создание в Лувре постоянной экспозиции русского искусства. А в Лондоне собирается создать музей соцреализма. Благодаря Дмитрию Ханкину, совладельцу галереи "Триумф", смог состояться проект "Большие надежды", ну, а обещанная в Манеже выставка Бэнкси не случилась по причинам, от галериста не зависящим.

Соловки теперь можно посетить онлайн

Премия же The Art Newspaper Russia вручена Виктору Вексельбергу, который за создание частного Музея Фаберже в Шуваловском дворе уже был назван "меценатом года". В том музее разместилась легендарная коллекция императорских пасхальных яиц фирмы Фаберже, покупка которых стала сенсацией в 2004 году. Кроме впечатляющей коллекции, говорят об образцовой научной реставрации Шуваловского дворца и не менее образцовой музейной экспозиции. Виктор Вексельберг также попечитель Еврейского музея и центра толерантности. Наконец, именно благотворительный фонд Вексельберга "Связь времен" выкупил архив князей Юсуповых и передал его в дар государству, в ГАРФ. Получая премию, Вексельберг поблагодарил не только организаторов премии, но и виолончелиста Бориса Андрианова, выступавшего на сцене перед объявлением победителя.

Вслед за музыкальной классикой на сцене зазвучала протяжная песня "Кумушки" в исполнении Тины Георгиевской, а на экранах появились кадры фильмов Андрея Тарковского. Они сопровождали вручение премии в номинации "Реставрация года" Владимиро-Суздальскому музею заповеднику за реставрацию фресок Гурия Никитина (XVII век) в Спасо-Преображенском соборе Суздаля. Работы, которые начались в 1968 году, прерывались не единожды из-за недостаточного финансирования. В 1971-1973 и 1983-1985 годах ими руководил Александр Некрасов, известный владимирский художник-реставратор. Он не дожил до окончания работ. И последние два года реставрация шла под началом Владимира Сарабьянова (Межобластное научно-реставрационное художественное управление). В общем, не прошло и полвека, как работа завершилась. Гендиректор Владимиро-Суздальского музея заповедника Светлана Мельникова, получая приз, сообщила, что в ближайших планах музея - начало реставрации фресок Андрея Рублева. И вспомнив к месту слова Пушкина, что без денег-то и счастья нет, выразила тем самым надежду на более щедрое финансирование реставрационных работ в будущем.

Арт Москва Столица