Уникальные экспонаты расскажут пользователям о том, как советский народ прошел через всю Великую Отечественную войну. Среди экспонатов - фотографии военных действий, карты наступлений, копии подлинных документов времен войны, письма солдат и офицеров, военные награды, предметы быта и многое другое.
В проекте приняли участие Российское военно-историческое общество, Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, Государственный военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское поле" и Центральный музей Великой Отечественной войны. Их представители сами отбирали наиболее интересные экспонаты, а специалисты компании Google помогли им оцифровать их и разместить в открытом доступе на сайте Академии культуры Google.
Там же можно найти и онлайн-экспозиции национальных архивов, библиотек и музеев из разных стран мира, которые рассказывают о расскажут о последних днях войны, праздновании победы и послевоенном восстановлении разрушенных городов.
Данная инициатива является лишь одним из примеров огромной работы, которую проделывает Академия культуры - глобальный онлайн проект Google, связавший сотни культурных институтов из разных стран мира ради объединения культурного наследия всего человечества и обеспечения легкого доступа к нему.
Можно выделить три основных направления деятельности Академии культуры. "Арт-проект" полностью посвящен изобразительному, декоративно-прикладному и другим видам искусства. Компания Google безвозмездно помогает музеям оцифровывать предметы искусства в высоком разрешении и публиковать их в открытом доступе в Сети. В рамках проекта "Вехи истории" формируются выставки, посвященные значимым моментам в истории человечества. Экспонатами этих виртуальных выставок становятся документы, фотографии, видеозаписи и свидетельства очевидцев. Проект "Чудеса света" позволяет пользователям интернета посетить самые интересные и красивые точки земного шара, не вставая с кресла. Архитектурные памятники, природные заповедники, древние руины, живописные усадьбы, знаменитые города и многие другие "чудеса" заботливо собраны на сайте Академии. В ходе виртуальной прогулки пользователи могут ознакомиться с подробной информацией о представленных объектах.
Корреспондент "РГ" побывал в лаборатории Академии культуры, расположенной в офисе Google France в Париже. Он выяснил, как появилась Академия, а также узнал о дальнейших планах ее развития.
Лаборатория Академии культуры Google в ПарижеПо словам главы Google Cultural Institute Амита Суда, он не имел прямого отношения к изучению и сохранению культурного достояния, когда пришел работать в компанию. Посчитав данную тему интересной, он предложил заняться созданием Академии культуры. Заявленной миссией Google с самого начала была "организация мировой информации, обеспечение ее доступности и пользы для всех". Именно на это и сделал упор Амит Суд - он обратил внимание руководителей компании на тот факт, что степень доступности культурного наследия в интернете оставляет желать лучшего, так как культурные институты недостаточно используют возможности, которые дают им современные цифровые технологии.
Сначала многие потенциальные партнеры не хотели участвовать в проекте. Одни думали, что останутся без посетителей, если их коллекции будут представлены в Сети, другие не хотели доверять молодым специалистам дорогостоящие экспонаты. Однако первые успехи быстро расставили все точки над "i".
Первоначально с проектом согласились сотрудничать лишь 17 музеев. Как выяснилось, виртуальные экспозиции не могут полностью заменить музеи, зато прекрасно рекламируют их. Появление Академии культуры позволило многим небольшим музеям и другим культурным институтам, неизвестным широкой аудитории, заявить о себе. Сегодня у Академии более 700 партнеров из более чем 60 стран и свыше 6 миллионов оцифрованных предметов искусства, исторических документов и других материалов, имеющих историческую и культурную ценность.
При этом у Академии культуры нет четкой программы дальнейшего развития. По мнению Амита Суда, она совершенно не требуется. Он рассказал, что вскоре после запуска проекта сотрудники различных подразделений Google сами стали искать и предлагать различные возможности для развития проекта. Этот процесс продолжается и по сей день - работники компании много путешествуют, в ходе своих поездок им часто удается найти новых партнеров для Академии культуры.
Руководитель Google Cultural Institute отметил, что главная цель работы Академии - обеспечение легкого доступа к разнородному культурному контенту. И именно эти цели и определяют всю логику развития проекта. "Академия культуры ломает языковые и политические барьеры и дает всем музеям и другим культурным институтам равные возможности", - заявил Амит Суд. Он также заметил, что Академия не должна превратиться в огромную базу данных, ведь она призвана не просто обобщать информацию, а вовлекать аудиторию в изучение культурного наследия за счет предоставления уникальных возможностей по взаимодействию с ним.
Лаборатория Академии культуры Google в ПарижеБезусловно, все это было бы невозможно без множества технологических достижений, использующихся при оцифровке картин, документов и прочих предметов, представляющих историческую и культурную ценность. Лаборатория Академии культуры, оборудованная в особняке XVIII века - это удивительное место, в котором искусство и высокие технологии оказались связаны воедино.
Лаборатория Академии культуры Google в ПарижеОсобого упоминания заслуживает 3D-сканер, без которого работу по оцифровке просто невозможно представить. Сама технология сканирования в трех измерениях уже не нова, однако сканер, который используют в Академии, легок в обращении и рассчитан на частые "переезды". Не меньший интерес представляет и гигапиксельная камера, на которую были сняты многие картины и интерьеры музеев. Просматривая сделанные с ее помощью изображения, пользователи могут разглядеть любые мельчайшие детали заинтересовавших их объектов исторического наследия и предметов искусства.
Лаборатория Академии культуры Google в ПарижеНельзя не сказать и о Big Wall - огромном экране площадью 65 квадратных метров, разрешение которого составляет 25 миллионов пикселей. Рассказывать о просмотре оцифрованных в высоком качестве картин на этом экране просто бесполезно - это настолько удивительно, что, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. По имеющимся данным, пока подобный экран есть лишь в лаборатории Академии культуры, однако в будущем его аналоги могут появиться в музеях, а также других культурных и образовательных институтах по всему миру.
Лаборатория Академии культуры Google в ПарижеНадо признать, что опыт, который позволяет получить Big Wall вкупе с описанными выше технологиями, просто уникален. В реальной жизни рассмотреть произведения искусства настолько детально просто невозможно - многие значимые детали оказываются скрыты, так как человеческий глаз просто неспособен воспринимать их в силу малого размера или особенностей конкретного полотна, освещения и т. д.
И это, вероятно, одна из главных причин, по которой реальные и виртуальные музеи не конкурируют между собой. Впечатления, которые получают их посетители, отлично дополняют друг друга. С одной стороны, просмотр высококачественных изображений в Сети не может стать заменой посещению музеев - полноценный эффект присутствия, конечно, не создается. Однако есть и другая сторона медали - Академия культуры позволяет постигать культурное наследие в максимально комфортной обстановке, что тоже имеет большое значение. Никаких очередей, поездок и других сопутствующих трудностей - только полная концентрация на предметах искусства и высокие технологии, позволяющие рассмотреть их во всех деталях.
Академия Культуры Google пока оцифровала не так много культурных объектов в России. Какие планы в этой сфере есть у компании?
Амит Суд: Я не могу ответить на этот вопрос, так как мы не анонсируем проекты до момента их запуска. Но могу сказать, что к нашему проекту проявляют интерес многие российские культурные институты.
Большинство предметов искусства, находящихся в виртуальной коллекции Академии культуры, в реальности принадлежат государствам или государственным учреждениям. Приходится ли вам вести переговоры с правительствами стран мира, или вы работаете исключительно с самими культурными институтами?
Амит Суд: Мы готовы к общению и партнерству со всеми, кто сам готов вести с нами переговоры. В целом все зависит от законов конкретной страны. В США, к примеру, мы напрямую договариваемся с руководством музеев, а во Франции приходится вести переговоры как с представителями культурных институтов, так и с государственными учреждениями.
Не собираетесь ли вы расширять свое поле деятельности? Существует множество видов искусства, в которых пока не используют возможности Академии. Речь идет о театре, музыке и многом другом.
Амит Суд: Мы заинтересованы в этом. Однако у нас нет цели превращать Академию культуры в единую платформу, на которой будут собраны все без исключения виды искусства. Многие культурные институты, в том числе театры, используют собственные сайты или сервисы вроде YouTube или Vimeo для размещения контента в интернете. Мы не стремимся объединить все культурные институты и приветствуем любые инициативы, которые направлены на обеспечение легкого доступа к искусству.
Планирует ли Google в перспективе использовать современные технологии и наработки Академии культуры в офлайн-музеях? Например, для навигации внутри зданий, или для предоставления дополнительной информации при помощи дополненной реальности.
Амит Суд: Мы запускаем новый проект, в настоящий момент он находится в стадии подготовки, но уже скоро мы откроем его для широкой аудитории. Мы собираемся дать музеям возможность создавать собственные мобильные приложения, в которых может быть реализован навигационный функционал, возможность панорамного просмотра помещений музеев и многое другое. В настоящий момент у нас есть 30 культурных институтов, разработавших пилотные приложения в рамках данного проекта. Кстати, эти приложения будут работать и в оффлайн-режиме. Многие наши партнеры в России пока не знают о новых возможностях. И, конечно же, нам будет о чем поговорить с ними на этот счет.
Существуют ли у Академии культуры планы по созданию виртуального музея утерянных или уничтоженных предметов искусства?
Амит Суд: У нас нет никакого конкретного плана. Думаю, что инициатива в этом вопросе должна исходить с другой стороны, с "земли". Мы надеемся, что музеи и другие культурные институты, расположенные в регионах со сложной обстановкой или высоким риском стихийных бедствий, сами выйдут на связь с нами. В таком случае мы сделаем все возможное, чтобы помочь им.
К примеру, все мы знаем, что происходит в эти дни в Непале, сильно пострадавшем от мощного землетрясения. Есть проблемы и на Ближнем Востоке, где террористы не так давно уничтожили несколько музеев. Если представители культурных институтов из этих регионов обратятся к нам за помощью, то мы будем готовы оказать им поддержку на все сто процентов.
Лаборатория Академии культуры Google в Париже