21.06.2015 18:58
Культура

Энциклопедия конкурса Чайковского: Как появилась номинация "Виолончель"

Текст:  Ада Айнбиндер
Появление номинации "виолончель" случилось на II конкурсе имени Чайковского в 1962 году по инициативе Мстислава Ростроповича. Он же разработал и программу, которая так же, как в номинациях "фортепиано" и "скрипка", должна была выявить среди участников "универсального артиста", способного с одинаковым мастерством справляться с сочинениями самых разных жанров и эпох. Ростропович сам и возглавлял жюри конкурса виолончелистов вплоть до своего отъезда из страны.
Читать на сайте RG.RU
Энциклопедия Конкурса Чайковского: Как появилась номинация "виолончель"

Что играли

Во время проведения первого состязания виолончелистов в 1962 году другой выдающийся советский виолончелист и член жюри Даниил Шафран говорил: "Слушая игру молодых музыкантов, я все время думал о том, как высоко поднялось ныне искусство игры на виолончели. Вспоминались многие конкурсы - и наши, и зарубежные... С такой сложной программой, как в Москве, конкурсантам нигде еще не приходилось сталкиваться. Здесь им было предоставлено право выбора из сочинений самой высшей трудности, не только в техническом отношении, но, главное в художественном. И почти ни один артист не испугался препятствия - каждый играл по-своему и в основном справлялся с заданием".

Энциклопедия конкурса Чайковского: Как начиналась номинация "Скрипка"

Также Шафран предложил внести в программу некоторые изменения: "Что касается программ конкурса, то я считаю, что в них по-прежнему должны быть представлены обязательные произведения. Но не в каждом туре… Что касается второго тура конкурса виолончелистов, то мне представляется полезным включить в его программу камерную сонату Бетховена или Брамса, а из сочинений русских и советских композиторов - Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича. Это несомненно вызовет интерес у слушателей, а членам жюри даст возможность узнать участников соревнования с новой, весьма важной стороны".

В программах последующих конкурсов все эти пожелания Шафрана учли. И поныне программа виолончельного конкурса придерживается этих традиций, заложенных еще более полувека назад.

Возрождение виолончели

Сам Ростропович после первого виолончельного конкурса Чайковского считал, что этот конкурс стал триумфом нового поколения виолончелистов. "Самое симптоматичное, - говорил Ростропович, - что это поколение принесло нам не только обилие талантов, но и обилие совершенно различных виолончельных школ и творческих индивидуальностей. Всем нам было очень приятно то внимание, тот глубокий интерес, который проявили к конкурсу и музыканты, и многочисленные любители музыки".

Зал на виолончельных состязаниях заполнялся до отказа и огромное количество людей следило за ходом соревнования у радиоприемников и телевизоров.

Ванечка. Как американец Ван Клиберн покорил Москву и стал символом конкурса Чайковского

Этот конкурс виолончелистов стал настоящим прорывом и началом нового этапа в истории исполнительского искусства на этом инструменте. Член жюри II и III конкурса, один из ведущих виолончелистов XX века Григорий Пятигорский отмечал: "Известно, виолончель долгое время была в загоне. Это был инструмент, так сказать, "второразрядный", особенно в сравнении с фортепиано и скрипкой. Если угодно, отголосок этих взглядов сказался и на Первом конкурсе Чайковского. Я даже немного злился тогда. Но, конечно это не единственный пример… Теперь я счастлив, что на Втором конкурсе Чайковского представлен мой любимый инструмент. Я хочу, чтобы был и Третий, и Тридцатый, и Сотый конкурс имени Чайковского".

Кто побеждал

Первым победителем конкурса Чайковского по специальности "виолончель" стала представительница СССР Наталья Шаховская. Она же стала и первой женщиной, завоевавшей высшую награду на конкурсе.

После конкурса в своем интервью Даниил Шафран сказал: "Первую премию жюри присудило Наталье Шаховской, воспитаннице Козолупова (уже после конкурса она занималась в аспирантуре у М. Ростроповича). Она покорила всех не только блестящим выступлением в финале, но и удивительной ровностью игры в предыдущих этапах соревнования. Конечно, жюри не только суммировало арифметические результаты: решающим было живое художественное впечатление от всех трех туров.

Игра Шаховской проникнута широким дыханием, отличается огромной волевой собранностью и настоящим артистизмом. Оно властно заставляет слушать себя, "захватывает" внимание публики с первой же ноты".

Открытием конкурса 1962 года стало и выступление еще одной представительницы отечественной виолончельной школы 19-летней Натальи Гутман, получившей тогда третью премию. О ней с нескрываемым восхищением говорили многие члены жюри. Среди них был и Даниил Шафран: "Когда слушаешь самую юную участницу конкурса - Наталью Гутман, поражаешься исключительности ее дарования. У нее уже сейчас великолепное мастерство, умение целиком "погрузиться" в музыку. И, что еще важнее, она обладает яркой, неповторимой индивидуальностью".

В свою очередь Григорий Пятигорский вспоминал: "Меня очень тронула маленькая девчушка с серьезным лицом - Наташа Гутман. Она совершенно обаятельна. Талант, очень большой талант… Гутман играет обаятельно, женственно, но сила и у нее есть. Она меня очень заинтересовала. Я ее один раз поцеловал, такую серьезную и милую, такую застенчивую и грустную. И потом заметил, что она вдруг улыбнулась. Это была единственная улыбка, которую я увидел у нее в течение всего конкурса".

Энциклопедия конкурса Чайковского: Как готовились к выступлениям в СССР

Но победа в конкурсе, признание жюри и публики далеко не всегда гарантировали успех в дальнейшем. Но и у Шаховской, и у Гутман все сложилось.

После конкурса Наталью Шаховскую ждала интересная и удачная исполнительская карьера. И с конкурсом Чайковского она не расставалась, но уже в качестве многократного члена жюри и его председателя. Ученики Шаховской не раз становились лауреатами Конкурса Чайковского, а Денис Шаповалов (XI конкурс) и Сергей Антонов (XII конкурс) стали его победителями.

Сегодня Наталья Гутман - признанный мэтр, она входит в число ведущих виолончелистов современности. Среди ее учеников множество ярких музыкантов уже нового поколения.

В нынешнем XV конкурсе в состязании виолончелистов принимает участие ученик Натальи Шаховской - Александр Рамм, пытавшийся четыре года назад покорить конкурс Чайковского, и ученик Натальи Гутман - Александр Бузлов, который уже становился лауреатом II премии XII конкурса имени Чайковского. Оба они только что прошли на XV Конкурсе во второй тур.

Классика