24.07.2015 06:48
Культура

Эдгар Моро: В 17 лет лучше получить Вторую премию, чем Первую

Текст:  Илья Овчинников
В швейцарском городе Вербье продолжается один из крупнейших летних музыкальных фестивалей. Среди его участников - исполнители мирового класса: дирижеры Валерий Гергиев, Эса-Пекка Салонен, Шарль Дютуа, Тон Копман, Зубин Мета, пианисты Григорий Соколов, Андраш Шифф, Менахем Пресслер, скрипачи Джошуа Белл и Леонидас Кавакос, а также многие другие. Только что прошел один из наиболее интригующих вечеров фестиваля, где концерт Моцарта для трех фортепиано исполнили Денис Мацуев, Даниил Трифонов и Валерий Гергиев, совместивший роли пианиста и дирижера. Одна из изюминок форума - концерты камерной музыки, где мировые звезды и молодые исполнители образуют самые разные ансамбли. Виолончелист Эдгар Моро, в 2011 году завоевавший Вторую премию конкурса имени Чайковского, уже не новичок в Вербье; в этом году он дает здесь сольный концерт и участвует еще в четырех, наряду с такими солистами, как Миша Майский, Рено Капюсон, Франсуа Леле, Даниил Трифонов и другими. Перед репетицией Моро ответил на вопросы "Российской газеты".
Читать на сайте RG.RU
Состоялась церемония награждения лауреатов XIV конкурса Чайковского

Господин Моро, четыре года назад на конкурсе имени Чайковского вы завоевали Вторую премию. Вам было 17, но играли вы как зрелый исполнитель - казалось, вам лет 40, особенно в финале дело дошло до Концерта Шумана...

Моро: (Смеется.) Спасибо, это большой комплимент. Для меня конкурс Чайковского стал настоящим началом пути, до того я был полнейшим аутсайдером - никаких концертов, обычный французский студент. И я решил участвовать в конкурсе, чтобы проверить свой уровень, свои возможности. II премия была для меня большим сюрпризом! Что касается Концерта Шумана, я играл его впервые в жизни, и почему у меня получилось? Сам не знаю; бывает, что тебе недостает опыта, а вдруг получается хорошо, удивить даже себя самого. Ты компенсируешь недостаток опыта энергией, эмоциями, мотивацией, думаю, со мной так и вышло.

Кто из лауреатов XV Конкурса Чайковского поедет на фестиваль в Вербье

Участвовать в конкурсе имени Чайковского в 17 лет - не самый частый случай. Не казалось ли вам, что еще рано?

Моро: Получив Вторую премию, я не думаю, что это было рано. В 17 лет лучше получить Вторую премию, чем Первую: когда ты победитель, на тебя сразу же начинают давить, и ты в 17 едва ли к этому готов. Это был мой второй конкурс, за два года до того я участвовал в конкурсе Мстислава Ростроповича в Париже - последнем, который он успел провести. И в юношеской группе я победил. Так что ситуация международного конкурса была мне знакома, я ее представлял себе и хотел повысить свой уровень. Во Франции мою II премию горячо приветствовали - французы на международных конкурсах редко получали первые премии, чаще вторые, и это получилось как бы данью традиции: вторая - значит лучшая. После этого у меня была масса приглашений от менеджеров, от оркестров, от дирижеров, все хотели со мной играть. Началась новая жизнь! За четыре года мне довелось сыграть в США, Японии, Китае, Малайзии, Южной Америке, России… везде. Конечно, в каждой стране твоя карьера строится по-своему, и нигде ко мне не будут относиться так, как дома. Но теперь я знаю, что меня ждут не только там.

Недавно вышел ваш первый компакт-диск. Есть ли смысл делать новые записи, если публика предпочитать скачивать записи за небольшие деньги или бесплатно?

Моро: Думаю, смысл есть, в первую очередь для молодых музыкантов: это своего рода база для будущей карьеры, твой портрет на сегодняшний день, строчка в биографии. Да, звукозаписывающая индустрия испытывает трудности, но люди слушают музыку на сайтах типа Spotify, и новые записи делать все равно нужно. Первый диск я записал его год назад, он называется Play. Не хотел перегружать его ничем серьезным, поэтому там в основном виртуозные миниатюры, приятные на слух и несложные для публики. Я делал это с удовольствием, но мой второй диск будет уже совсем другим, он выйдет осенью. На нем записаны классические концерты - Гайдн, Боккерини, Вивальди, Платти... полная противоположность первому, где много музыкальных шуток и попросту милых пьес. Эти два диска для меня - два разных мира, два полюса, два лица классической музыки.

С каким оркестром вы записали второй диск?

Моро: Это итальянский оркестр барочной музыки Il Pomo d'Oro, очень хороший. Второй диск для меня труден в первую очередь с точки зрения стиля, я не считаю себя барочным виолончелистом. У них свое видение музыки, у меня свое, и нам пришлось искать общий язык. Думаю, смесь получилась удачной - это как в готовке: если положить нужное количество сахара и соли, может получиться вкусно, даже изысканно. Да, мы проделали большую работу, оркестр очень помог мне, я не так много знал об этой манере исполнительства прежде. Благодаря им узнал много нового, хотя в то же время стремился остаться собой и играть так, как это естественно для меня. Надеюсь, сочетание получилось удачным.

Два года назад в Вербье вместе с Дмитрием Ситковецким и Хатией Бунятишвили вы исполнили Терцет Родиона Щедрина, где в финале вам даже пришлось спеть "Соловей, соловей, пташечка"; вам не доводилось исполнять другие его сочинения?

Швейцарский Вербье становится столицей меломанов мира

Моро: Да-да, точно! Нет, больше не доводилось, хотя Терцет мне очень понравился. Это был очень интересный опыт - в Вербье у тебя не так много времени на то, чтобы выучить новое сочинение, я только прилетел, и у нас сразу репетиция, а сочинение очень трудное, тебе нужно в деталях знать партии и скрипки, и фортепиано. Для меня как для солиста это был первый фестиваль в Вербье, я очень нервничал. Но все получилось хорошо, и с точки зрения ремесла это очень ценный опыт: в сегодняшнем мире исполнительства тебе иногда приходится работать очень быстро, не теряя головы и вкуса, это проверка твоего профессионализма.

Что еще вам хотелось бы сыграть?

Моро: Много чего! В ближайшее время мне предстоит учить Виолончельный концерт Анри Дютийе к столетию со дня рождения автора, я сыграю его несколько раз в следующем году. Это большая серьезная работа, а сколько еще впереди... мне всего 21, и даже если говорить только о камерной музыке, для виолончелиста это целый океан репертуара. Я пока избегаю премьер; в перспективе новая музыка меня очень интересует, но на данный момент важнее освоить базовый репертуар. Однако позже я надеюсь работать с композиторами нашего времени, играть новые сочинения, заказывать их, в этом будущее академической музыки.

Классика