Данию представляет кинолента Билле Аугуста "Тихое сердце" (Stille hjerte). Обладатель Оскара, двух Золотых пальмовых ветвей и Золотого глобуса снял проникновенный фильм о сознательном выборе, право на который имеет современный человек во многих странах Европы - об уходе из жизни вследствие тяжелого неизлечимого заболевания. Но если государство и узаконило подобную практику, это еще не значит, что родные и близкие могут с такой же легкостью и невозмутимостью перешагнуть через внутренний барьер, существовавший в человеческом сознании многие века. Билле Аугуст сумел подобрать для воплощения своей идеи поистине звездный состав: главную роль играет блистательная Гита Нёрбю, кроме нее в фильме задействован Йенс Альбинус, Паприка Стеэн и молодая звезда датского кинематографа Даница Чурич.
Кинематографическим портретом Исландии на сей раз стал фильм "Фуси" (Fúsi), получивший в прокате за пределами Исландии довольно безвкусное название "Гора девственности". Эта картина явилась удачным примером сотрудничества двух крупных режиссеров с мировым именем - Дагур Кари взял на себя работу режиссера и сценариста, а роль продюсера досталась Бальтасару Кормакуру (который вскоре представит свой новый фильм "Эверест) и Агнес Йохансен. Напомним, что "Фуси" был показан отечественному зрителю на 37-ом ММКФ.
Загадочная норвежская душа предстает перед нами во всей красе в фильме Оле Гьявера "Против природы" (Mot naturen). Нужно заметить, что новая работа Гьявера, как и две предыдущие ("Гора" (2011) и сериал "Адский фьорд" (2012)) тяготеют к побегу в одиночество и самоисследованию его главных героев в условиях, максимально отдаленных от привычных. "Против природы" является, по сути, лишь более радикальной формой углубления в себя. 30-летний Мартин ощущает в себе насущную необходимость удалиться от близких, слиться с природой, ощутить себя чуть ли не духом, оторванным от каких-либо условностей, которыми опутывает человека цивилизация. Насколько такой побег возможен - вот главная идея фильма.
Швед Микаэль Марсимаин представит на суд публики свою последнюю работу под названием "Джентельмены" (Gentlemen), которая является экранизацией одноименного романа современного шведского писателя Класа Эстергрена, одного из "бессмертных" - членов Шведской академии. В 1980-м, когда книга вышла в свет, эта запутанная история трех обитателей стокгольмской улицы Хурнсгатан произвела фурор в шведском обществе. А сам писатель преисполнился оптимизма и разнообразных творческих замыслов, которые успешно воплощает вот уже тридцать с небольшим лет. Видимо, кинематографическая версия сумела всколыхнуть в сердцах многих шведов собственный читательский опыт. У отечественных поклонников скандинавской литературы и кино есть возможность ознакомиться не только с фильмом, но и с первоисточником - роман издан в переводе на русский.
Финский кинематограф представлен картиной режиссера Й.-П. Валькеапяя "Они сбежали" (He ovat paenneet) о любовной истории и жизненном выборе двух подростков, познакомившихся в центре для проблемной молодежи. Очевидно, деградация и культурный вакуум, на которые современное общество обрекает молодежь, становится все более проявленным в европейских странах с совершенно разными традициями и самоощущением: во Франции в этом году тему затронул фильм открытия Каннского кинофестиваля "Молодая кровь", в Норвегии - недавно вышедшая на экраны "Шпана".
Победителями предыдущих пяти лет были "О лошадях и людях" (Hross í oss) исландца Бенедикта Эрлингссона (2014), "Охота" (Jagten) датчанина Томаса Винтерберга (2013), "Игра" (Play) шведского режиссера Рубена Эстлунда (2012), "По ту сторону" (Svinalängorna) его соотечественницы Перниллы Аугуст (2011) и "Субмарино" (Submarino) Винтерберга в 2010-м.