26.09.2015 11:25
Экономика

Профессура белгородского аграрного вуза выйдет в поле

Текст:  Анна Скрипка (Белгород)
Преподавательский состав Белгородского аграрного университета имени Горина предложили направить на предприятия агропромышленного комплекса - не учить, а работать наравне с другими. Эта инициатива прозвучала на выездном заседании регионального правительства, где отдельно обсуждался вопрос подготовки кадров для развитого белгородского АПК. Эксперты подчеркнули, что для специалистов отрасли теория настолько тесно связана с практикой, что преподаватели вуза тоже должны стать "играющими тренерами".
Читать на сайте RG.RU
Сельхозпроизводители смогут реализовывать продукцию без посредников

Белгородский губернатор Евгений Савченко отметил, что подготовка кадров для АПК - это "импортозамещение интеллекта", и не менее важно, чем такое же стремление в других отраслях экономики.

Ректор Белгородского аграрного университета Александр Турьянский напомнил, что воспитывать будущих студентов вуза начинают со школьной скамьи - благодаря профильным учебным заведениям, так называемым "базовым школам. Количество студентов растет с каждым годом, и, понимая, насколько для будущих специалистов важна практика, здесь создают "университет прикладных наук", постепенно переходя на дуальное обучение. Однако проблемы все равно остаются и у вуза, и у предприятий АПК.

С одной стороны, как сказал ректор, остро ощущается нехватка квалифицированных преподавателей: заработная плата в системе высшего образования гораздо ниже той, что предлагают в реальном секторе экономики. Все толковые специалисты уходят на производство и там же остаются.

- За последние десять лет от нас ушли десятки кандидатов наук и несколько докторов, и ни один не захотел вернуться и продолжать преподавательскую деятельность, - отметил Турьянский. - Думаю, нам нужна такая система, которая бы, как грант для возврата врачей в село, позволила бы привлечь кадры в вуз.

Заместитель главы региона Станислав Алейник, в свою очередь, отметил, что в отрасли и без этого не хватает людей, даже на птицеводческих и свиноводческих предприятиях, мясоперерерабатывающих заводах. Самые востребованные специалисты - ветеринары и зоотехники, вакансии есть всегда. А вот экономистов - избыток. Алейник подчеркнул, что бюджетных мест на этой специальности нет не первый год, а люди платят деньги и учатся.

В ЦФО вычислили "стоимость" квалифицированного специалиста

- Вот этот дисбаланс в направлении подготовки и потребностях рынка и есть первая проблема, - отметил чиновник. - По мере развития отрасли потребность в кадрах с высшим образованием продолжит расти. Что же касается развивающихся направлений, то к 2020 году тепличному комплексу понадобится более 500 специалистов, это и технологи, и агрохимики, а садоводческим хозяйствам - свыше 120.

Однако пока в местном вузе нужных этим предприятиям специалистов не готовят, да и компетенции нынешних выпускников не всегда устраивают работодателей. Многие тратят месяцы на то, чтобы обучить выпускника тонкостям производства. Именно поэтому эксперты пришли к выводу: в системе аграрного высшего образования нужно многое изменить.

Начать предложили с преподавательского состава. Станислав Алейник напомнил, что приглашать ведущих производственников в вуз - не панацея. Даже самый лучший специалист в своем деле может не быть педагогом. Значит, нужно сделать наоборот - преподавателям стать производственниками. Иначе как они смогут объяснить студентам тонкости профессии?

- Необходима не просто стажировка, - отметил Алейник. - В период летних отпусков они могли бы замещать кого-то из специалистов агрохолдингов. Опыт государств-передовиков в аграрном секторе это доказывает, как правило, все преподаватели там - это, так сказать, "играющие тренеры". Они работают не только в вузах, но и на предприятиях.

Первый вице-губернатор Валерий Сергачев предложил и вовсе записывать лекции ведущих аграрных специалистов на видео, создавать учебные фильмы и показывать студентам. Но это должен быть качественный материал.

Минтруд назвал самые перспективные и востребованные профессии

- Педагог должен быть эмоционально значимым центром, - подчеркнул он. - А когда к студентам выходит профессор, преподает менеджмент, а сам в жизни и тремя уборщицами не управлял, какой может быть интерес?

Сергачев отметил, что преподавателями для будущих аграриев могут стать и представители зарубежных компаний, которые поставляют оборудование белгородским предприятиям. Языкового барьера бояться не стоит - переводчики, как правило, ездят с ними же.

Генеральный директор Краснояружской зерновой компании Александр Титовский отметил, что он сам иногда читает лекции в аграрном университете и согласен с тем, что это - достаточно интересно. Однако в самой системе высшего образования стоит все же пересмотреть учебные планы, больше внимания уделив практической части. Опыт показывает, что чем больше времени студенты проводят на производстве, тем меньше боятся сложностей профессии.

АПК Образование Белгород Центральная Россия