Российские регионы работают над своей инвестиционной привлекательностью, и чтобы предоставить инвесторам актуальную информацию из первых рук, в последние годы большинство региональных администраций сформировали действующие корпорации или агентства по привлечению инвестиций, способные вести разговор с инвесторами напрямую, а не через крупные консалтинговые компании, как это было раньше.
Для того, чтобы вести подобные переговоры эффективно, важно понимать и удовлетворять ожидания инвесторов. Человеческий фактор, способность убедить и договориться определяют почти половину успеха в привлечении инвестиций в регион. Уровень конкуренции за инвестора между регионами в последние годы вырос практически до предела: каждая администрация готова продемонстрировать инвестору с десяток участков земли, среди которых, как опять же показывает наш опыт, редко попадается хотя бы один, соответствующий международным инвестстандартам хотя бы процентов на восемьдесят…
В итоге инвестор ищет лучшее среди заведомо не вполне его устраивающего и утомительно большого "ассортимента" по субъективным критериям, и первый среди них - удобство коммуникации с региональной администрацией, понимание и соблюдение ею интересов инвестора. Также он смотрит на четкость работы менеджмента площадки и отзывы серьезных резидентов из числа уже имеющихся. И скажем откровенно, специальные налоговые режимы здесь далеко не на первом месте. К сожалению.
Сейчас в мире существует около 1200 ОЭЗ, на которые приходится до 15% мирового товарооборота. В нашей стране уже первые конкурсы на создание ОЭЗ показали значительный интерес субъектов Федерации и инвесторов к этому инструменту. Тем не менее сегодня этот механизм требует серьезной доработки.
Подавляющему большинству ОЭЗ так и не удалось главного - привлечь крупный бизнес. А ведь с 2006 года государство вложило в развитие особых экономических зон более 120 млрд руб.! Среди всех зон ближе всего к идеалу приблизилась ОЭЗ "Алабуга" в Татарстане - она уже "отработала" налоговыми отчислениями 20% вложенных средств. Опыт лидеров показывает - положительную динамику можно достичь лишь за счет привлечения крупных инвесторов. Скажем, в той же "Алабуге" это автоконцерн Sollers.
Понятно, что, к примеру, в отрасли туризма крупные компании найти сложнее. Но тогда следует признать, что идея туристско-рекреационных ОЭЗ в первоначальном виде себя не оправдала и зоны стали чем-то вроде "административной поддержки" местному туристическому бизнесу.
Проблемы функционирования и невысокая эффективность особых экономических зон в России вызваны многими причинами.
Во-первых, в РФ определена слишком жесткая типизация ОЭЗ, что сильно ограничивает возможности формирования эффективных кластеров. Например, инновационная экономика подразумевает тесную связь научно-технических разработок и производства, но эти виды деятельности предлагается осуществлять в различных ОЭЗ (технико-внедренческой и промышленно-производственной соответственно).
На наш взгляд, целесообразно также рассмотреть возможность сочетания портовой (аэропорт) и туристической ОЭЗ, а также промышленной и портовой. Но современное законодательство, к сожалению, не позволяет формировать такие естественные цепочки. Причем существует негласное правило, согласно которому региону нежелательно предоставлять более одной особой экономической зоны.
Из всех типов ОЭЗ лишь промышленно-производственные демонстрируют реальный результат по привлечению частных инвестиций на свои территории. Остальные типы зон не отражают объема освоенных частных инвестиций, адекватных общей сумме уже произведенных затрат федерального центра.
Таким образом, существующий порядок функционирования ОЭЗ должен быть скорректирован в сторону повышения инвестиционной активности со стороны резидентов.
Во-вторых, по мировым меркам российские ОЭЗ обладают относительно малыми налоговыми льготами, поэтому не очень привлекательны для глобальных инвесторов. Фактически государство снижает только региональные и местные налоги, что делает этот инструмент менее интересным для субъектов Федерации. Представляется необходимым расширить льготные механизмы за счет федеральной части налогов и сборов.
Кроме того, резиденты зарубежных ОЭЗ имеют и другие виды поддержки. Им оказывается консультационная помощь, обеспечивается централизованный маркетинг и связи с общественностью, предоставляется льготное кредитование. В некоторых случаях могут вводиться даже специальные тарифы на ресурсное обеспечение. Например, в китайской ОЭЗ Хэйхэ стоимость электроэнергии для промышленных потребителей вдвое ниже, чем в Амурской области, из которой она и поставляется!
В-третьих, проблемы создают слишком большие размеры территорий ОЭЗ. Масштабными зонами крайне тяжело эффективно управлять и контролировать, а также для их инфраструктурного обустройства требуются солидные капиталовложения, которые государство не всегда в состоянии обеспечить. Площадь некоторых зон колеблется от 100 до 3,5 тыс. га. ОЭЗ в Калининградской области даже занимает площадь целого субъекта Федерации. Но, как известно, чем больше территория, тем тяжелее поддерживать ее существование и контролировать.
Сейчас критерии отбора заявок на создание особых экономических зон отдают явное предпочтение развитым и динамичным субъектам Федерации. Мировая практика свидетельствует, что этот механизм, наоборот, максимально эффективен в применении к депрессивным регионам. Он позволяет создать локальную точку роста инвестиционной активности, которая затем оказывает положительное воздействие на всю прилегающую территорию.
Сегодня эффективность ОЭЗ оценивается по следующим показателям: количество резидентов, в том числе с привлечением иностранных инвестиций, объем инвестиций, в том числе капитальных вложений, количество возведенных и запущенных в ОЭЗ объектов инфраструктуры и их проектная мощность, а также объем средств, вложенных из бюджетов разного уровня. Я бы обязательно добавил в качестве дополнительного показателя объем неосвоенных бюджетных средств на создание инфраструктуры.
Несколько слов о специфике работы индустриальных парков и бизнес-инкубаторов. Те инициативы, с которыми в свое время выступала ТПП РФ по поддержке индустриальных парков на федеральном уровне, уже сегодня находят применение в разрабатываемых схемах и программах поддержки региональных проектов развития индустриальных парков.
Практика показывает, что индустриальные парки могут быстро и эффективно развиваться при государственном стимулировании и государственной поддержке. Очевидно, что сами муниципалитеты, региональные администрации не смогут грамотно распределить финансовую, юридическую и предпроектную нагрузку. Региональные и муниципальные власти не имеют в своей команде специалистов такого уровня.
Опыт нашей работы по содействию привлечению инвестиций показывает, что на первом этапе сотрудничества индустриального парка с регионом кроме наличия необходимой инфраструктуры чрезвычайно важным критерием оценки со стороны инвестора является удобный налоговый режим, созданный для парка. Причем это касается как льгот по региональным налогам, так и вопросов, связанных с льготами по НДС и его возмещением. Часто, даже если в региональном законе обозначен значительный перечень льгот, получить их оказывается крайне сложно ввиду отсутствия конкретных механизмов.
Власти региона зачастую радушно принимают инвестора, после чего налоговые органы сообщают ему о том, что они лично инвестора не знают, посему НДС ему будет возмещен только в судебном порядке. Для зарубежных инвесторов идея начинать реальные деловые отношения с регионом с судебного иска выглядит ужасающе, и зачастую они склонны отказаться от проекта, так как, скажем, в странах ЕС сомнения налоговых органов в добросовестности компании означают разрыв отношений. В этот момент в глазах инвестора бренд региона полностью рушится.
Построенный парк необходимо "заселить" резидентами, а чтобы резиденты согласились прийти в парк, его возможности нужно грамотно "продать". Для позиционирования и продвижения регионального индустриального парка следует определиться с главными маркетинговыми факторами. Первое - это обозначить сегменты промышленности и предпочтительные типы производств, для которых подходит площадка ввиду ее географического положения, инфраструктуры, особенностей менеджмента и деловых связей владельца площадки. И второе - определить возможные типы производств на случай, если возникнут смежные с основными типы предложений: иногда случается, что жизнь предлагает неожиданных резидентов и инвесторов, - так стоит их принять.
Поэтому, привлекая инвесторов, регионы должны четко прописать систему налоговых льгот и механизмы их получения, чтобы инвестору была предоставлена полная линейка поддержки его активности. Кроме того, необходимо работать с налоговыми органами, предписывая им содействовать инвесторам, получившим одобрение руководства региона в практическом получении обещанных льгот, включая и федеральные. Поскольку как бы ни был раскручен бренд и какие бы блестящие договоренности у региона не были с инвестором, если в процессе развития проекта инвестор обнаружит недружественное отношение к его работе и прочие препятствия, он может поменять свои планы и обратить внимание на другие площадки.
2 октября 1954 - Родился в Подмосковье.
1979-1983 - Заместитель секретаря, секретарь комитета ВЛКСМ Московского автомобильно-дорожного института.
1983-1986 - Заведующий сектором, заместитель заведующего отделом, заведующий отделом Московского городского комитета ВЛКСМ.
1986-1990 - Командир Московского городского студенческого отряда, заведующий отделом Московского городского комитета ВЛКСМ.
1990-1991 - Генеральный директор Молодежного объединения "Московский студенческий отряд".
1991 - Начальник Главного управления по координации ТПП РФ.
1992 - Вице-президент, член правления ТПП РФ.
4 марта 2011 - Избран президентом ТПП РФ.
2014 - Избран председателем делового совета ШОС.
2015 - Лауреат премии "Импульс добра" в номинации "За лидерство в продвижении социального предпринимательства".