Чаепитие с педагогами организовали в образовательном центре для одаренных детей "Сириус", бывшей роскошной гостинице, построенной к Олимпиаде, которую государство выкупило, чтобы здесь учились талантливые дети.
Владимир Путин начал с достижений. "Если сравнивать с 2005 годом, у нас в четыре раза выросли расходы на общее образование, и в консолидированном бюджете прошлого года это составило 1,4 трлн рублей. Это значимая, солидная цифра", - сказал он.
"Само собой разумеется, что очень важны условия, в которых вы и ваши коллеги работаете", - продолжил президент. И если в 2006 году около 40 процентов и даже меньше школ отвечали соответствующим нормам, то сейчас - свыше 90 проц.
"И заработная плата учителей - это вам лучше известно, чем мне, - улыбнулся глава государства. - Естественно, без достойной заработной платы не повысить престиж учителя, этой профессии как таковой, важнейшей, безусловно, в любом обществе". В 2005 году она была 6,5 тысяч рублей, 77 процентов от средней по экономике страны. "Сегодня у нас за прошлый год уже сложилась ситуация, когда средняя заработная плата преподавателя в школе превышает на 8 процентов среднюю по экономике и составляет 35 тысяч рублей", - подчеркнул Путин.
"Разброс достаточно широкий от региона к региону", - признал президент. "Понимаю прекрасно, что денег никогда не хватает, и это, наверное, не должно быть пределом, но все таки это объективные показатели", - добавил он.
"Главное сегодня - не просто передать какие то знания, хотя это очень важно, но научить учиться, - считает глава государства. - Урок в школе - не единственный источник знаний". "Подключение к интернету в 2005 году было на уровне 3,7 процента от всех школ страны. Сегодня доступ к сети имеют 95 проц. Это серьезный, действительно, показатель", - оценил он.
"Есть и вещи, которых раньше вообще не было. Например, в сельских школах вообще не было такого понятия, как школьный автобус. Сейчас 98 процентов сельских школ имеют возможность пользоваться этой услугой", - заметил Путин. Есть и другие положительные моменты, но существуют и проблемы, то, что еще нужно сделать: развивать систему образования, помогать педагогическому корпусу.
Вопросов у учителей оказалась масса, причем на самые разные темы. "Какой вы видите нравственный ориентир для подростка?" - спросила одна из участниц встречи. "Я много размышлял на эту тему; это патриотизм в самом хорошем, здоровом смысле этого слова. Ничего другого придумать нельзя. Любовь к Родине надо развивать", - ответил президент. И особую роль здесь должны сыграть преподаватели гуманитарных дисциплин - в этом их главная миссия.
Учителей беспокоило инородное влияние. "Нет ничего страшного в проникновении культурных ценностей к нам из-за границы, - объяснил Путин. - Мы не должны, не можем и не будем замыкаться в каком-то коконе... Но нам нужно научиться отделять истинную культуру от субкультурного, которое не представляет ценности".
"Какую книжку посоветуете почитать детям?" - интересовались педагоги. "Вы знаете лучше, чем я, - улыбнулся глава государства. - У нас много книг с патриотическим содержанием, которыми можно гордиться". Но от таланта учителя зависит то, как он сможет довести это до учеников. В пример Путин привел Лермонтова.
"Каких историков вы читаете?" - вопросы шли один за другим, как на экзамене. "Карамзина и Соловьева, - ответил президент. - Когда нужны публичные выступления, я с ними работаю, сижу с карандашом. Вот по крымской проблематике я внимательно смотрел, как Соловьев описывает крещение князя Владимира, а потом Руси".
"А современных ученых?" - пошли дополнительные вопросы. "Я с ними иногда встречаюсь", - улыбнулся глава государства.
Интересовались педагоги и проблемой детсадов. "Программа должна быть закончена в ближайшее время", - заверил Путин, добавив, что выделяются дополнительные средства. Во многих регионах проблема уже решена, а в некоторых - полностью. Один из участников напомнил, что у работающих учителей были преференции при устройстве детей. "Практика преференций - всегда не очень хорошая", - оценил президент. Лучше создавать благоприятные условия и повышать зарплату.
Беспокоились учителя и за коллег в деревне. "Сельским школам необходимо уделить больше внимания, чтобы облик подготовки преподавательского состава, учителей и уровень подготовки учеников был на уровне крупных образовательных центров", - согласился глава государства. "Сельская школа имеет право на существование и должна быть, она ничем не хуже, чем любое другое общеобразовательное учреждение", - подчеркнул он. Но содержать их недешево. "Если собрать 10 маленьких школ, то это стоит дороже государству, чем один крупный центр", - сравнил президент. Так что нужно подходить со здравым смыслом и иметь в виду огромную территорию страны.
Еще Путина попросили поставить памятник композитору Свиридову к юбилею. Президент признал, что на государственном уровне должного внимания ему не уделяется и обещал найти "правильное решение". Еще он согласился обсудить вопрос о гуманитарном направлении в центре "Сириус". "Только я не пойму, как проводить селекцию", - добавил глава государства.
Президент также поручил Минобразования решить вопрос, чтобы дети при надомном обучении получали нагрузку, аналогичную школьной. Сейчас она 8 часов в неделю, а у их сверстников превышает 20. "Я считал, что для всех одинаковая программа", - удивился Путин. Глава государства также дал понять, что знает о дискуссии о добавлении баллов к ЕГЭ за ГТО, но здесь нужна аккуратность: не все школьники могут сдавать нормативы по состоянию здоровья.
После встречи с учителями Путин пришел к детям на презентацию мультфильма продюсера Максима Фадеева "САВВА. Сердце воина". Вместе со всеми он посмотрел трейлер и сфотографировался с детьми. С одним из них кратко поговорил о гала-матче Ночной хоккейной лиги, в котором участвовал накануне. "Ну как игра?", - спросил президент. "Шикарно", - ответил мальчик.
Там же, в "Сириусе", президент обсудил с ректором МГУ проект научно-технологической долины "Воробьевы горы" и запуск спутника "Ломоносов".
"Мы хотим, чтобы потенциал университета, а это 15 тысяч докторов и кандидатов наук, 5 тысяч аспирантов, 50 тысяч студентов пришли в эти лаборатории, на эту территорию и вместе с корпорациями, бизнесом на основе партнерских отношений начали создавать новые технологии, новые образцы", - сказал Виктор Садовничий. "Это большая территория, около 100 гектаров, практически в центре Москвы", - пояснил он и обратился к президенту с просьбой поддержать проект, заверив, что через 4-5 лет там появится не обычный технопарк, а уникальный комплекс.
Также речь зашла о запуске спутника МГУ "Ломоносов" с космодрома Восточный. "Со сроками только проработайте вопрос с Роскосмосом", - указал Путин. "Система связи должна быть отработана, электроснабжения, питания... Чтобы все сделано было качественно - это самое главное", - подчеркнул он. "Мы знаем, что могут быть определенные задержки, но мы готовы к старту в декабре", - обещал ректор. Президент также согласился продумать возможность включения медцентра университета в систему здравоохранения.
Владимир Путин принимает участие в гала-матче Ночной хоккейной лиги в Сочи