О плюсах государственной электронной почты, выдаче посылок в метрополитенах, а также о продаже в почтовых отделениях сгущенки и других продуктов рассказал на "Деловом завтраке" в Российской газете генеральный директор "Почты России" Дмитрий Страшнов.
Дмитрий Евгеньевич, какие преимущества россиянам даст государственная электронная почта?
Дмитрий Страшнов: Электронная почтовая система была разработана в прошлом году. В 2015 году сервис работал в тестовом режиме, поскольку перед его внедрением нужно было проработать всю необходимую нормативную базу.
Благодаря запуску электронной почтовой системы можно будет получать юридически значимые уведомления мгновенно, независимо от того, где вы прописаны или проживаете. Также можно будет оплачивать штрафы и взыскания "в один клик" прямо из письма. Этот сервис, как и многие другие наши инициативы, позволит сократить необходимость "физического" посещения почтового отделения, а значит, поможет снизить очереди.
Будет ли этот сервис востребован самими государственными органами?
Дмитрий Страшнов: За счет снижения доли бумажных заказных писем госорганы смогут сократить затраты на их распечатку и конвертование. Доставка уведомлений в электронном виде позволит увеличить и собираемость платежей. Сегодня порядка 40 процентов заказных писем не забираются гражданами из почтовых отделений, поскольку адрес получателя по прописке не совпадает с фактическим местом его проживания. В 2016 году доставка электронных юридически значимых уведомлений заработает в других регионах России.
Газета к утреннему кофе
Госсубсидии на поддержку подписки на печатные СМИ были отменены в 2014 году. За этим последовало резкое падение подписных тиражей, но в последнем полугодии ситуация стала меняться к лучшему. С чем вы это связываете?
Дмитрий Страшнов: Действительно, сейчас мы впервые видим рост подписных тиражей. Пусть он и небольшой - пока только 2 процента, но это первый рост подписки за последние несколько лет. Это означает, что отрасль начинает постепенно приспосабливаться к рыночным условиям. И наша задача - ей в этом помочь.
Только в 2015 году "Почта России" направила на поддержку подписки более миллиарда рублей. Мы "заморозили" тарифы на доставку на первое полугодие 2016 года и сохранили их на уровне 2015 года. Сохранили все скидки для издателей и читателей, стали развивать продажу газет в розницу, провели ряд декад подписок. В результате только за этот год в рамках декад мы получили 5 миллионов дополнительных подписок на газеты и журналы. А в рознице стали продавать печатных СМИ почти на 10 процентов больше.
Что происходит с доставкой изданий подписчикам?
Дмитрий Страшнов: Мы предприняли комплекс мер по улучшению доставки. Стали проводить регулярные встречи с издателями, запустили алгоритм оперативной обработки и реагирования на жалобы потребителей через сайт, по телефону, в социальных сетях, повысили зарплаты почтальонам.
В результате по итогам девяти месяцев 2015 года количество претензий на качество доставки подписных изданий снизилось на 23 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И я уверен, что это только начало положительных изменений в этом направлении.
Появлялась информация, что посылки скоро можно будет забирать прямо в метро - через специальные ящики. Так ли это?
Дмитрий Страшнов: Речь, скорее всего, идет о почтоматах. Это ячейки, в которые доставляются посылки и откуда получатель может их забрать в удобное время, набрав нужный код. Метро - не единственное место, где могут стоять почтоматы. Во всем мире они устанавливаются в местах с большой проходимостью.
"Почта России" планирует устанавливать почтоматы для своих клиентов в зонах с 24-часовым доступом внутри новых почтовых отделений.
В отделениях нового формата также будут созданы отдельные зоны для распространения прессы. Уже сегодня в каждом регионе утвержден и ежеквартально обновляется список изданий, которые выкладываются на барьерных стойках в почтовых отделениях - это максимально доступные для потребителей места. Совместно с издателями наши специалисты отслеживают продажи газет, в случае необходимости перемещают тиражи из отделений с меньшим спросом в отделения с большим спросом.
Какими будут наценки на газеты?
Дмитрий Страшнов: У нас маржинальность ниже, чем в киосках. Мы понимаем высокую социальную значимость распространения прессы, поэтому у нас нет задачи сделать этот бизнес сверхприбыльным, но вместе с тем он не должен приносить убытки.
А от продажи других продуктов, например, сгущенки или промтоваров, откажетесь?
Дмитрий Страшнов: Товары первой необходимости и повседневного спроса мы тоже будем продавать, но только в сельской местности - там, где их больше купить негде.
Вы запустили новый сайт. Что интересного на нем появится для обычного потребителя?
Дмитрий Страшнов: Сайт новый и отчасти революционный. В первую очередь это сайт для клиентов, посвященный почтовым услугам и продуктам. Мы минимизировали информацию, не имеющую прямого отношения к ключевым запросам потребителей, серьезно усилили сервисную составляющую. Наши клиенты новый сайт высоко оценили, мы получили огромное количество позитивных откликов. Ежедневно его посещает более 500 тысяч уникальных пользователей, из которых треть - новые посетители.
Самая популярная функция сайта - отслеживание доставки почтовых отправлений, на нее приходится 80 процентов посещений. На новом портале трекинг стал более удобным - пользователь может в "личном кабинете" отслеживать одновременно несколько посылок, а также заказать их доставку на дом. Кроме того, мы создали простой и понятный калькулятор для расчета стоимости услуг, перевели заполнение бланков в режим онлайн.
Сайт, безусловно, будет эволюционировать. Мы получаем обратную связь от пользователей и дорабатываем его с учетом замечаний. Вскоре на портале можно будет оформить подписку на газеты и журналы, планируется синхронизация сайта с мобильным приложением.
"Деловой завтрак" с Дмитрием СтрашновымБудут ли в отделениях интерактивные панели, сделанные в таком же ключе, что и сайт "Почты России"?
Дмитрий Страшнов: Такие панели будут установлены в отделениях первого и второго классов в городах-миллионниках. Мы будем показывать нашим клиентам, как информацию и услуги можно получить онлайн, не посещая почтовое отделение, из дома или любого удобного места, где есть Интернет.
Наша задача - перевести трафик из крупных отделений в онлайн-формат. Таким образом, мы и время наших клиентов сэкономим, и очереди сократим. В принципе борьба с очередями в отделениях - приоритет на ближайшие три года.
Оттенки серого
Заказные письма в бумажном виде еще будут существовать достаточно долго. Одна из проблем, с которой сталкивается почта во всем мире, - это подделка марок. Как обстоят дела у нас в стране?
Дмитрий Страшнов: С этой проблемой действительно сталкиваются все почтовые администрации. Она имеет такую же историю, как почтовая связь в целом, и даже получила свое название - "серая почта". Что это такое? Это корреспонденция, доставку которой отправитель не оплачивает, следовательно, государство или почтовая администрация не получают за нее доход. У "серой почты" есть несколько разновидностей. Одну из них вы назвали - это подделка марок или, точнее, подделка оттисков франкировальных машин. Вторая разновидность - это так называемые "неучтенные вбросы", когда в пункт приема корреспонденции от корпоративных клиентов по документам поступает, например, 500 писем, а на самом деле их 1000, но при этом фактический вес партии совпадает с заявленным в документах.
Из-за "серой почты" государство теряет ежегодно порядка 7 миллиардов рублей - и это только по самым грубым оценкам. До тех пор, пока не будет жесткого ограничения точек приема и все они не будут оснащены современным счетным и весовым оборудованием, победить "серую почту" будет невозможно.
Что будете делать?
Дмитрий Страшнов: Чтобы радикально избавиться от этой проблемы, нужно, во-первых, оснастить все точки приема крупных партий отправлений необходимым оборудованием, а во-вторых, поставить на учет все франкировальные машины корпоративных клиентов.
Первые шаги в этом направлении мы сделали летом - организовали центр для приема больших объемов письменной корреспонденции от корпоративных клиентов на базе Подольского сортировочного центра. Это, конечно, сразу вызвало определенную волну недовольства. И через какое-то время мы обнаружили увеличение объемов в других точках приема корпоративной почты, которые пока не были оборудованы счетными устройствами. Наш следующий шаг - сокращение точек приема и оснащение их современным высокопроизводительным оборудованием для взвешивания и пересчета писем. Кстати, в Голландии такой центр приема - один на всю страну. А у нас их только в Москве более 200!
Сейчас мы запускаем и второе направление борьбы с "серой почтой" - это налаживание системы учета писем с франками. Планируем подключить все франкировальные машины наших клиентов в единую ИТ-систему, которая позволит в режиме реального времени из единого корпоративного центра контролировать работу и процесс оплаты доставки писем с помощью франкировальных машин по всей стране. Это очень непростая задача, потому что сегодня 90 процентов франкировальных машин не подконтрольны нам.
Новая редакция Закона "О почтовой связи" предусматривает законодательную поддержку этих шагов.
Получится ли справиться с "серой почтой" и сколько на это уйдет времени?
Дмитрий Страшнов: Во многих странах для борьбы с "серой почтой" были приняты серьезные меры, которые реализовывались при поддержке государства в течение нескольких лет. В России рынок "серой почты" хорошо организован. Поэтому противостояние будет тоже достаточно существенным.
Из России с любовью
С января по сентябрь 2015 года "Почта России" обработала более 80 миллионов международных посылок. Какую долю здесь занимает экспорт?
Дмитрий Страшнов: На сегодняшний день экспорт составляет менее 2 процентов от общего объема обработанных международных отправлений. Сегодня на правительственном уровне принимаются решения, которые призваны облегчить экспорт российских товаров, пересылаемых почтой, - приняты изменения в соответствующую дорожную карту.
Но говорить о росте экспорта только за счет снятия барьеров смешно. В первую очередь необходимо кардинально улучшить качество товаров российского производства. Тогда они будут востребованы за рубежом.
Возникают ли сложности с доставкой посылок и корреспонденции в Крым? Как вы оцениваете уровень материального оснащения крымской почты?
Дмитрий Страшнов: Для доставки почты в Крым мы используем все каналы доставки, в том числе паром и авиационный транспорт.
У нас хорошие партнерские отношения с "Почтой Крыма". Мы не только делимся с коллегами своими знаниями и ресурсами, но и формируем единую методологию работы. Через полтора-два года с точки зрения процессов и технологий "Почта Крыма" не должна будет уступать "Почте России". В этом году в рамках программы поддержки "Почты Крыма" был серьезно обновлен автотранспортный парк.
Почта в законе
Для реализации многих почтовых проектов требуется обновление нормативно-правовой базы, в первую очередь принятие нового закона "О почтовой связи". Когда это произойдет? Чего вы ждете от принятия этого закона?
Дмитрий Страшнов: Законопроект, принятый в первом чтении, получил более 700 поправок. И это неудивительно - в том формате, в котором он обсуждался в первом чтении, это был де-факто антипочтовый закон.
Его суть кратко можно свести к следующей парадигме: все быстрорастущие и прибыльные сегменты надо отдать частным коммерческим компаниям. А национальный почтовый оператор должен предоставлять только социально значимые государственные услуги по регулируемым тарифам, которые являются убыточными. Параллельно с этим должен быть обеспечен недискриминационный доступ к почтовой инфраструктуре для всех участников рынка. Очевидно, что в такой модели почта будет убыточной и должна содержаться государством за счет налогоплательщиков, как это происходит в США.
Однако мировая практика показывает, что почта может и должна быть прибыльной, сохраняя при этом свою социальную миссию. "Почта России" должна иметь такие же конкурентные возможности, как и другие участники рынка, и наряду с выполнением социально значимых услуг иметь возможность конкурировать в прибыльных сегментах - в экспресс-доставке, предоставлении курьерских услуг и так далее.
Мы бы хотели, чтобы новый закон позволял просчитывать наши затраты за предоставление социально значимых универсальных услуг и содержал бы четкий и прозрачный компенсационный механизм, доступный в том числе для общественного контроля.
Какой?
Дмитрий Страшнов: Например, преференции от государства на определенный вид почтовых услуг - массовая адресная рассылка от государственных органов населению страны.
Есть еще законопроект об акционировании почтового предприятия. Для чего оно нужно?
Дмитрий Страшнов: Акционирование - это возможность для компании развиваться. Сегодня бизнес успешных национальных почтовых операторов уже давно вышел за рамки государственных границ и стал транснациональным. Бурное развитие интернет-торговли ставит перед нами вызовы не только повышения эффективности логистики, но и выхода на международные рынки. Кроме того, усиливается борьба между почтами разных стран за международный почтовый транзит, в частности, между Азией и Европой.
Один из наиболее эффективных методов завоевания зарубежных рынков - приобретение активов, что сегодня для "Почты России" в силу ее текущей организационной формы ФГУП невозможно.
Есть ли сейчас у "Почты России" представительства за рубежом?
Дмитрий Страшнов: Совсем недавно мы перезапустили берлинский хаб, сейчас это стопроцентная дочка "Почты России". Также собственные компании - места международного почтового обмена, необходимо создавать и в Юго-Восточной Азии, и в Америке, потому что это очень большие и серьезные рынки.
Такие площадки - это упорядочивание международного почтового обмена между Россией и другими странами, а также возможность прямого диалога с крупнейшими игроками интернет-торговли. Это позволит построить ту самую модель присутствия, которая эффективна для развития транзитного бизнеса.
В середине ноября "Почта России" отчиталась за 9 месяцев 2015 года, завершив их с рекордной прибылью в 2,7 миллиарда рублей. С чем это связано и удастся ли сохранить этот результат по итогам года?
Дмитрий Страшнов: В конце года эта цифра будет скорректирована, поскольку сегодня мы начинаем очередной этап повышения зарплат. Это будет отражено в операционных показателях и окажет влияние на финансовые результаты компании по итогам года.
Несмотря на это, мы ставим перед собой цель удержать положительную динамику финансовых показателей. Позитивные итоги девяти месяцев связаны в первую очередь с повышением эффективности бизнес-процессов, централизацией закупок, ростом объемов входящих международных отправлений. В частности, нам удалось увеличить среднемесячную выработку на одного работника на 12 процентов - и это очень хороший показатель.