10.01.2016 17:54
Кинократия

Рецепт вестерна "Выживший": приключенческий роман, фронтир и гризли

Текст:  Шамиль Керашев
Старт эпического вестерна "Выживший" в российском прокате - одно из главных кинособытий этой зимы, а то и всего года. Нет никаких сомнений в том, что ленту наградят несколькими "Оскарами": гениальному оператору Эммануэлю Любецки статуэтку выдать просто обязаны, да и Леонардо Ди Каприо на сей раз без долгожданной премии, похоже, не останется. Из чего же сделана картина, и в чем секрет ее успеха? Ниже - несколько ответов на эти вопросы.
Читать на сайте RG.RU

Роман Майкла Панке

"Омерзительная восьмерка" стала одним из лучших фильмов Тарантино

Снабдив свой вестерн популярным нынче подзаголовком "Основано на реальных событиях", режиссер Алехандро Иньярриту и его соратники гарантировали студиям Regency и 20th Century Fox дополнительные десятки миллионов кассовых сборов. И все-таки слукавили. Хью Гласс и Джон Фитцджеральд - персонажи, безусловно, исторические. Но романтизировала их образы именно книга Панке, поступившая в продажу в 2013 году. Роман получил от критиков хорошие отзывы, а до России добрался только сейчас - "за компанию" с лентой. Всем любителям классических литературных приключений посещение книжного магазина настоятельно рекомендуется. "Возвращенец" (такой перевод слова Revenant видится наиболее правильным) продолжает традиции лучших образцов жанра, написанных Майном Ридом и Джеком Лондоном.

Фронтир

"Костяной томагавк": конъюнктурный суррогат, притворяющийся артхаусом

Изначально фронтиром в США называли неосвоенные области Дикого Запада, однако позже термин "расширили". Растущая прибыль от торговли пушниной сподвигла американцев к тому, чтобы обратить свои взоры на север. Так появились маунтинмены - суровые и бородатые морозостойкие мужчины, знатоки горных троп и предтечи современных "выживальщиков". Одного из них и сыграл Ди Каприо. В "Выжившем" фронтир - синоним постоянного холода, голода и риска погибнуть на ровном месте - от схода лавины или банального обморожения. В то же время, это - невероятно красивая, не тронутая человеком природа, потрясающие пейзажи - и уникальная мифология. Право же, присутствие духов - доброжелательных и не очень - стойко ощущается все два с половиной часа. Хотя привычного для режиссера "магического реализма" на сей раз - кот наплакал.

Арикара

Комедийный вестерн "Нелепая шестерка" оказался действительно нелепым

Еще одной угрозой безопасности первопроходцев были арикара - воинственное индейское племя. Долгое время они не брались за оружие, спокойно занимаясь сельским хозяйством: выращивали маис и разводили скот. Однако засуха, а позже и кровопролитные конфликты с другими группами коренных американцев - в частности, сиу - и переселенцами согнали арикара с насиженных мест. Краснокожие прославились невероятной жестокостью. Они выслеживали трапперов и вырезали их целыми отрядами. Даже хорошо подготовленные пионеры, вооруженные винтовками и пистолетами, не могли ничего противопоставить стрелам и копьям - и первая же сцена "Выжившего" демонстрирует это во всех подробностях. Любопытный факт: традиционным вигвамам и типи эти индейцы предпочитали землянки. Переносить минусовые температуры в таком жилище намного проще, нежели в шатре из шкур животных.

Медведица

Кстати, о животных. Нападение разъяренной самки гризли на Хью Гласса - один из самых ярких моментов картины. О постановке этой сцены можно говорить часами. Снято - как, впрочем, и весь фильм - потрясающе. Хищник - не какой-нибудь нарисованный, а самый настоящий. И терзает Ди Каприо со всей ответственностью - так, что клочья летят во все стороны. Лео, очевидно, пришлось нелегко. Вес такой зверюги достигает полутонны, рост, если она встанет на задние лапы, - до трех метров, а длина когтей - порядка 13 сантиметров. Между прочим, гризли, единожды отведавший человеческого мяса, вряд ли захочет питаться чем-либо еще. Хотя и среди этих монстров встречаются миролюбивые и относительно безобидные вегетарианцы.

135 миллионов долларов

Опубликован трейлер вестерна "Джейн берет ружье" с Натали Портман

Именно такую - по-настоящему заоблачную - сумму пришлось потратить на производство картины. Правда, в этом случае бюджет не разбазарили на очередную порцию компьютерных спецэффектов. А, строго наоборот, на съемку безо всяких "примесей" и "добавок". Принципиальное нежелание пользоваться пресловутым "зеленым экраном" и ставить искусственный свет заставило команду "Выжившего" переносить сценарий на пленку в хронологическом порядке. А перфекционизм диктовал необходимость строить декорации "с нуля" и переснимать некоторые эпизоды по несколько раз кряду, дожидаясь подходящей погоды (не забывайте и про короткий световой день). Казалось бы, по нынешним временам это - непозволительное ретроградство. Однако результат говорит сам за себя: третий подряд "Оскар" за операторскую работу у Эммануэля Любецки, думается, - в кармане.

Рюити Сакамото и Alva Noto

"Выживший" - кино в высшей степени натуроцентричное. Сложно спорить с тем, что природа в нем играет куда более важную роль, чем любое из действующих лиц. А потому звуки фронтира - будь то хруст снега под ногами, шум водопада или рычание разъяренного медведя - априори значительнее музыки. И все-таки саундтрек у фильма - замечательный. Писал его "оскароносный" Рюити Сакамото в дуэте с прославленным немецким аудиохудожником Alva Noto (он же - Карстен Николай, давний приятель и некогда напарник великого Бликсы Баргельда из "Саморазрушающихся новостроек"). Полотно, составленное из треска, шума и наложенного поверх них струнного минимализма, с одной стороны, ни на секунду не отвлекает от происходящего на экране. С другой же - придает этим событиям дополнительную глубину.

В фокусе