- Леонид Анатольевич, до сих пор тревожный сигнал из социальных заведений передается с помощью автоматической системы "Стрелец" - разработки специалистов МЧС. Какова его судьба?
- В период 2008-2009 годов произошло несколько пожаров в местах с массовым пребыванием людей, в том числе в учреждениях социальной защиты с маломобильными пациентами. В значительной степени большое число жертв пожаров было обусловлено поздним оповещением подразделений МЧС России о факте возгорания. Президент страны и правительство в целом тогда очень сильно озаботились поиском выхода из сложившейся ситуации.
Для того, чтобы такие случае не повторялись, в МЧС России была разработана автоматизированного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных. Она транслировала сигнал о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях. Эта работа была выполнена по госзаказу ВНИИ пожарной охраны МЧС. Комплексу было присвоено условное наименование ПАК "Стрелец-Мониторинг", и приказом МЧС России № 743 в 2009 году он был принят на вооружение в системе МЧС России. Этот приказ не рядовой, он затрагивает важнейшие сферы в организации противопожарной охраны по всей стране. Я бы даже сказал, что это ключевой внутренний нормативный документ в сфере организации пожарной защиты на социальных объектах страны. Но с тех пор прошло достаточно много времени, и за это период произошло много разных событий, которые в итоге и привели к тому, что в МЧС России приказ № 743 был отменен.
- Это означает, что пожарная сигнализация "Стрелец-Мониторинг" оказалась несовершенной?
- В мире ничего, наверное, совершенного нет. Но дело не в этом. "Стрелец-Мониторинг" не сигнализация, а целый программно-аппаратный комплекс и, в целом, - эффективная система. Самое главное - она позволила исключить влияние человеческого фактора в процессе передачи сигналов о пожаре в подразделения пожарной охраны, что, безусловно, положительно сказывается на оперативности и точности прохождения тревожного сигнала. "Стрелец-Мониторинг" - фактически, единственная двусторонняя система, которая, так сказать, "общается" с пультом в пожарной части. И доводит сообщение не только о том, что произошло возгорание, но и информирует, в каком именно помещении и на каком этаже оно произошло. Кроме того, система "тревожных" браслетов, которые на ночь могут быть надеты на руку больным или старикам, в случае тревоги вибрацией будят посетителей лечебного заведения. А если больной не встает, то браслет сигнализирует пожарным, где находится обездвиженный больной. Такие же браслеты предусмотрены для самих пожарных, которые идут в огонь. Если нашего бойца завалило, и он также оказался обездвижен, то браслеты сообщат и его местоположение. Но это делает систему несколько дороже.
- Но не фактор же дороговизны оказался решающим в отказе от надежной системы сигнализации? Все-таки речь идет о стариках, больных, беспомощных людях.
- Конечно, нет. Хотя и этот фактор тоже немаловажный, особенно в современных условиях. Причина отказа от "Стрельца", можно сказать, вообще не в нас, не в МЧС. Повторюсь, с 2009 года МЧС прилежно закупало по госконтракту и оснащало социальные объекты страны этим комплексом. Но практически с самого момента принятия его на вооружение, возникли претензии у российского антимонопольного органа. ФАС посчитала, что "Стрелец" нарушает принципы свободной конкуренции на рынке. Поэтому другие производители противопожарных систем, особенно более дешевых, по мнению ФАС, оказались ущемленными в правах. Приказ МЧС России о внедрении "Стрельца" мешал им пробиться на рынок противопожарных услуг и не позволял руководству социальных заведений в регионах засматриваться на другие аналогичные конкурирующие системы и закупать более дешевые образцы.
- Суть претензий понятна - ваше ведомство обеспечило "Стрельцу-Мониторингу", как исключительной собственности МЧС, монопольное положение на рынке противопожарных услуг. Но насколько вообще применимо и этично говорить о рынке и конкуренции, когда речь идет о спасении людей?
- ФАС в ходе многочисленных и многолетних судов с производителем комплекса "Стрелец-Мониторинг" последовательно отстаивало позицию о том, что поскольку мы живем в условиях рыночной экономики, то и в этом сегменте услуг для социальных объектов также есть рынок. Точнее, он должен быть. Так предписывает закон. И не должно быть вертикально интегрированных картельных сговоров, нравится это кому-то или не нравится. К тому же за эти годы спрос на такие системы значительно возрос и рынок предоставления соответствующих услуг и продукции стал стремительно развиваться. Появились новые, более совершенные модели и оборудование.
В сложившейся ситуации принятое в 2009 году решение о принятии на снабжение аппаратного комплекса "Стрелец-Мониторинг" могло привести к созданию монопольного положения на рынке оказания услуг в области пожарной безопасности, а также к препятствиям для внедрения иных систем. Поэтому, в целях соблюдения законодательства о защите конкуренции, а также повышения уровня пожарной безопасности объектов путем внедрения инновационных систем, приказ МЧС России о внедрении "Стрельца" был отменен.
- И что дальше? Не приведет ли отказ от действующей системы сигнализации к тому, что школы, больницы, интернаты окажутся незащищенными?
- Отмена приказа не является основанием для прекращения эксплуатации поставленного в подразделения ФПС МЧС России оборудования. Оно будет использоваться до окончания установленного срока службы. При этом будет значительно расширен доступ на рынок противопожарных услуг для широкого круга организаций, имеющих лицензию на соответствующий вид деятельности. И обеспечена возможность внедрения альтернативного сертифицированного оборудования.
Создаваемые условия для конкуренции между участниками рынка позволят оптимизировать цены на услуги и стоимость оборудования, что, в свою очередь, обеспечит экономию бюджетов всех уровней. При этом уровень противопожарной защиты объектов не понизится. Прежними останутся и контроль за соблюдением лицензионных требований, и процедуры подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.