По его оценке, такие объекты будут обладать повышенной живучестью. Иными словами, новые переправы станет реально использовать для переброски войск достаточно длительное время. Ведь мосты-невидимки окажется трудно распознать с воздуха и из космоса. Следовательно, противник не сосредоточится на их оперативном уничтожении.
В технологические детали проводимых разработок Булгаков по понятным причинам не вдавался. Однако замминистра не скрывал: новые конструкции для уникальных переправ "создаются из композиционных и других инновационных материалов, что позволит снизить общую массу автодорожных разборных мостов, увеличить грузоподъемность и длину пролетов, а также уменьшить временные показатели по их сборке". Кроме того, появление в армии мостов-невидимок, по словам генерала, снизит затраты на обслуживание переправ, увеличит сроки их эксплуатации и хранения.
Как объяснили корреспонденту "РГ" эксперты, используемая для разведки аппаратура, в том числе установленная на боевых самолетах, главным образом "распознает" объекты из металла. А то, что сделано из композиционных материалов, например, специальных синтетических пластмасс, просто "не видит". Похоже, что именно такие конструкции и хотят применить для новых автодорожных мостов.
Стоит учесть и такую деталь. Чтобы ввести противника в заблуждение, возводимые для войск и техники мосты, как правило, дублируют ложными переправами. Эта практика наверняка сохранится после появления в армии мостов-невидимок. Несложно предположить, что именно металлические конструкции станут целями для вражеских бомб, снарядов и ракет.
Наконец, не стоит забывать, что любой крупный военный объект, в том числе переправы, обязательно маскируют. "РГ" уже рассказывала, как во время учения войск радиационной, химической и биологической защиты Южного военного округа с установленных на самолетах радарах и с экранов радиолокационных станций на три часа исчез аэродром и прилегающая к нему территория. Для их маскировки военные химики поставили аэрозольную дымовую завесу высотой свыше 300 метров на площади более 20 гектаров. Это позволило "спрятать" от радиолокационного и визуального наблюдения взлетно-посадочную полосу, стоянки самолетов и другие объекты авиационной инфраструктуры.
Дело в том, что химический состав, примененный тогда военными, имел особое свойство - при частичном рассеивании дымовой завесы аэрозольное облако сливалось с атмосферой. Со стороны это создавало видимость пустого пространства.
На учение специалисты привезли термодымовую аппаратуру ТДА-2К, которая может на десять часов прикрыть все, что необходимо, невидимым километровым "козырьком". Но самое главное, что с ее помощью реально организовать маскировку не только стационарных объектов, но и, к примеру, движущейся колонны техники. Достаточно включить туда машину с ТДА-2К на борту, и не один радар не обнаружит танки, броневики, самоходные артиллерийские или ракетные установки, марширующие на скорости до 40 километров в час. Кроме того, эту аппаратуру можно использовать для обеззараживания техники, вооружения и различных сооружений.