16.03.2016 19:44
Экономика

Россияне стали больше тратить на повседневные нужды

Россияне стали больше тратить на повседневные нужды, но сумма среднего чека рекордно упала
Текст:  Ярослав Николаев
Российская газета - Федеральный выпуск: №55 (6923)
В феврале за один поход в продуктовый магазин среднестатистический россиянин, проживающий в городе, потратил 499 рублей. Таковы выводы аналитиков из исследовательского центра "Ромир". По их данным, за месяц чек "похудел" на 13,5 процента, а это рекорд.
Читать на сайте RG.RU

"Фактически размер среднего чека вернулся к состоянию двухлетней давности", - отмечают в "Ромире". По данным аналитиков, рекордное падение средний чек показал в крупных городах с населением от 500 тысяч до миллиона человек. Также самые большие потери понес средний в чек в гипермаркетах, показав в феврале "беспрецедентно низкое значение за четыре последних года".

Количество невыездных должников в России достигло рекордных значений

Так, в гипермаркетах и дискаунтерах средний чек "просел" на 15,8 процента относительно январских значений. Ранее в гипермаркетах средний чек не опускался ниже тысячи рублей с конца 2013 года. Теперь же в среднем покупатели оставляют в кассах "гиперов" около 887 рублей. Предыдущий антирекорд равнялся 888 рублям в июне 2013 года. В супермаркетах и магазинах традиционной торговли также было отмечено ощутимое снижение среднего чека - более чем на 14 процентов. Аналогичные размеры чеков здесь последний раз отмечались в середине 2014 года.

Но поводов для паники нет, уверяют аналитики, проводившие исследование.

"На фоне растущих общих расходов на повседневные товары снижение среднего чека говорит о том, что россияне стали больше разнообразить свои походы по магазинам. Ходят за покупками чаще и в разные места, в каждом из них оставляя меньшие суммы. Но по общему итогу они тратят больше", - замечают в "Ромире".

Итак, что мы имеем? Новую тенденцию, которая не может не радовать. Россияне понесли деньги в магазины, заняли более активную, чем месяц назад, потребительскую позицию. До этого они больше сберегали, чем тратили, экономя не только на товарах длительного пользования, но и на повседневных. Станет ли это устойчивым трендом, опрошенные "Российской газетой" эксперты прогнозировать не стали. Пока все очень зыбко, сказали они, отметив, правда, позитивность случившегося.

Россияне пока не назвали безработицу серьезной проблемой

В целом же, если считать год к году, то пока остается прежняя тенденция. Об этом, к примеру, говорит исследование международной консалтинговой компании BrandScience (Media Direction Group), которое имеется в распоряжении "РГ". Оно подтверждает, что с января 2015 года по январь 2016 года произошло сокращение расходов россиян на основные продукты за счет поиска более дешевых брендов и покупки в магазинах-дискаунтерах, а также покупки продуктов по акциям. Если чуть более года назад доля таких россиян среди прошедших опрос равнялась 35 процентам, то в начале 2016 года их было уже 42 процента. Существенно снизилось число тех, кто раньше и не задумывался о такой экономии (52 процента против 44 процентов).

По данным аналитиков, помимо экономии наблюдается еще и частичное замещение дорогих продуктов, определяющих уровень жизни населения (мясо, рыба) более бюджетными (крупы, макаронные изделия). Либо свинины и говядины куриным мясом. Цена становится важным фактором выбора даже в премиальном сегменте продуктового ретейла, то есть для состоятельных покупателей.

Кроме того, почти половина опрошенных россиян (47 процентов против 36 процентов в прошлом году) тем или иным способом экономит на покупках лекарств. А что касается красоты и чистоты, то от них россияне не отказываются даже в кризис, но выросла доля людей, сокративших расходы за счет покупки в более дешевых магазинах и выбора более бюджетных марок.

Что же касается покупок мелкой бытовой техники, то и здесь россияне переключились на покупку в более дешевых магазинах (12 процентов в прошлом году против 17 процентов в нынешнем).

Как рассказала "Российской газете" Ольга Шигорина, руководитель группы экспертов, которые проводили исследование, подобная динамика потребительского поведения говорит о том, что в ближайшем будущем стоит ожидать и сокращения доходов производителей. При этом больше всего пострадают производители товаров, предназначенных для потребителей со средним доходом, поскольку именно они пострадали от кризиса больше всего.

Россияне стали чаще открывать вклады в белорусских банках

Ольга Шигорина также не исключает, что производителям массовых товаров среднего стоимостного сегмента придется корректировать объемы производства в меньшую сторону, что может повлечь за собой и снижение объема налогов, поступающих в бюджет от этого сектора.

Ольга Шигорина утверждает, что на наших глазах формируется новый тип "экономичного" потребления.

"Если в экономике не будет происходить драматических изменений, то стоит ожидать сохранения прошлогодних тенденций, - резюмирует эксперт. - Потребители продолжат искать способы экономии: покупать в более дешевых местах, включать в список покупок более дешевые бренды взамен привычных докризисных, исключать спонтанные и необязательные покупки".

бензин начал дорожать

За последнюю неделю рост потребительских цен, по данным Росстата, составил 0,1 процента. С начала марта - 0,3 процента. А с начала года - 1,9 процента (год назад было 7,4 процента).

Снизились цены на яйца куриные, сахар-песок, свинину, курятину и рис. Особенно ощутимо подешевели помидоры и огурцы свежие - 2,3 и 1,4 процента соответственно. Чуть менее - картофель и капуста. В то же время стали дороже яблоки и морковь. Начал дорожать и бензин.

Товары и цены