10.04.2016 09:29
Авто

О чем говорят итоги продаж автомобилей в России

Текст:  Андрей Полухин
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в марте упали на 10%, а за три первых месяца 2016 года - на 16,9%. Такова статистика Ассоциации европейского бизнеса, регулярно анализирующей рынок на основе данных самих производителей. Корреспондент "РГ" изучил свежий отчет АЕБ и попросил экспертов прокомментировать главные тренды, которые наметились по итогам квартала.
Читать на сайте RG.RU

1. Рынок падает все медленнее, но дна еще не достиг

Каждый месяц итоги продаж автомобилей звучат все оптимистичнее. В январе падение рынка относительно показателей годичной давности составило 29,1%, в феврале - 13,4%, в марте, практически в соответствии с прогнозом "РГ", - 10,0%, символично зависнув на последней двузначной цифре. Но в АЕБ уверены, что радоваться рано.

Lada Vesta вошла в пятерку самых продаваемых автомобилей России

"Результаты марта продемонстрировали, что авторынок в целом еще не в очень хорошей форме, хотя постепенно движется к тому, чтобы достичь дна после многих месяцев последовательного снижения. Дальнейший прогресс в этом направлении в большой степени зависит от макроэкономического окружения и последовательности усилий правительства по стимулированию спроса на рынке в ближайшие месяцы", - заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Эти слова, к немалому удивлению, не отдают даже "сдержанным оптимизмом". Впрочем, функционер таким образом, возможно, апеллирует к властям. На его взгляд, им не следует снижать объемы и темпы господдержки, несмотря на очевидно позитивные тенденции.

- Говоря про дно российского автомобильного рынка, господин Шрайбер осторожничает и это не удивительно. Он долгие годы руководит российским представительством компании Mazda, которая хоть и успешна, но все же маленькая и не принадлежит ни одному большому концерну, а поэтому по привычке всегда максимально оценивает возможные риски, что и позволяет оставаться на плаву в борьбе с гигантами рынка, - "снимает маски" ведущий программы "Автомобилизация" на радиостанции "Спорт FM" Максим Трусов.

Составлен топ-10 самых распространенных в России иномарок

Впрочем, эксперт "РГ" подчеркивает, что дело не только в психологии Йорга Шрайбера или особенностях ведения менеджмента. Все-таки падение продаж хоть и замедлилось, но продолжается. Рекордный для 2016 года объем реализации в 125 917 автомобилей - довольно низкий показатель даже по меркам кризисного 2015-го. Тогда меньше продаж было зафиксировано лишь дважды - в январе и мае, когда у большинства россиян небольшие каникулы.

В том, что о стабилизации говорить рано, уверен и главный редактор журнала "АвтоБизнесРевю" Сергей Баранов.

- В прошлом году месячный объем продаж балансировал в интервале 130-140 тысяч. Сейчас результат не достиг отметки в 130 тысяч. При этом март и апрель обычно характеризуются сезонным подъемом спроса, - напомнил он. - Если в апреле динамика также останется отрицательной, значит спрос продолжает снижаться и рынок далек от восстановления. Будем надеяться, что дна он достигнет в летние месяцы, а осенью мы увидим более позитивную картину.

2. Lada Granta уступила статус самой популярной в РФ модели корейскому Hyundai Solaris

3. Продажи бренда Lada поддерживает только рост спроса на новинки Vesta и Xray, остальные модели теряют популярность

4. Автомобили Datsun стали аутсайдерами среди бюджетных моделей, потеряв 53% продаж

Hyundai Solaris стал самым популярным автомобилем России

Южнокорейский бестселлер Hyundai Solaris наконец вытеснил отечественную Lada Granta с первого места по объему реализации. По итогам квартала разница между этими автомобилями составила более 2 500 единиц - не в пользу российской машины (21 434 и 18 893 штуки соответственно). При этом сам Solaris пользуется меньшим спросом, нежели в прошлом году, что заставляет руководителей компании все чаще напоминать о грядущем обновлении модели. Но у Granta и вовсе "черная полоса" - она потеряла около 40% продаж. Показательно, что именно соплатформенный Datsun on-DO "обеспечил" провал Datsun - покупать его стали вдвое реже прежнего. И даже небольшой рост продаж mi-DO, построенного на базе Kalina, исправить ситуацию не может.

Между тем, по мнению экспертов, традиционное соперничество Solaris и Granta может сойти на нет. Конечно, некоторое время оно еще продолжится в силу потребительской инертности, но ситуация в общемодельном зачете уже изменилась.

- Если сравнивать перспективы рыночного противостояния Granta и Solaris, то, скорее всего, нас ждет третий победитель, - считает региональный директор "Русского АвтоМотоКлуба" Николай Степанов. - "Кореец" потеряет часть покупателей с выходом компактного кроссовера Hyundai Creta, ради старта которого прекращается сборка хэтчбеков Solaris. А Vesta и Xray новизной и качеством неизбежно будут переманивать покупателей у остальных моделей АвтоВАЗа. Наверное, лидером во втором квартале станет Lada Vesta или Kia Rio.

Кроссовер Datsun могут сделать на базе новой Chevrolet Niva

- Vesta могла бы продаваться еще лучше, если бы производственными планами был предусмотрен выпуск большего количества бюджетных и топовых модификаций модели, - полагает эксперт компании "Автостат Инфо" Александр Климнов.

- Для АвтоВАЗа сейчас приоритетно раскрутить новые модели, поэтому вся реклама и все усилия дилеров тратятся на продвижение Lada Vesta и Xray. Логично, что интерес к Granta угас, - констатирует Сергей Баранов.

Datsun on-DO в этой ситуации повезло еще меньше. При сопоставимых с Lada Vesta ценах эта машина по многим параметрам уступает российской новинке. Свою роль играет и эффект новизны.

- Склоняюсь к тому, что падение продаж у Datsun связано с популярностью Vesta, - говорит Максим Трусов. - Оба автомобиля мало известны соотечественникам, но в том, что большинство выберет из них именно российский седан, не сомневаюсь.

- Интересно будет понаблюдать за производственными решениями нового президента АвтоВАЗа Николя Мора: не станет ли он, человек из альянса Renault-Nissan, ограничивать производство Vesta, чтобы не мешать другим моделям, в частности - Datsun, - добавляет Николай Степанов.

Действительно любопытный вопрос, тем более что в этом году под японским брендом в России должен появиться еще и кроссовер. По предположениям, он - так же, как и седан с хэтчбеком - может заимствовать платформу у одной из производимых в Тольятти моделей.

5. На российском авторынке растут продажи премиальных брендов.

Среди брендов, которые в первом квартале показали положительную динамику, немало тех, что представляют в России дорогостоящие престижные автомобили. Продажи Porsche выросли на 6%, Lexus - на 23%, Cadillac - на 146%. Меньше, чем весь рынок, потеряли Mercedes-Benz (-14%), BMW (-11%) и Mini (-17%).

В Москве резко вырос спрос на премиальные и люксовые авто

- Рост премиум-сегмента не случаен и ожидаем - он менее насыщен, а грамотное расширение модельного ряда среди премиум-брендов позволяет снизить порог входа и делает его более привлекательным для покупателей, - поясняет тенденцию исполнительный директор по развитию и управлению активами ГК "Независимость" Максим Мыскин.

- С началом кризиса люди стали более тщательно подходить к приобретению автомобилей премиум-класса, - убеждена директор по маркетингу компании "Панавто" (официальный дилер Mercedes-Benz) Ляля Шовкринская. - Если в растущем рынке потребитель может позволить себе экспериментировать с марками и моделями, то в кризис, как показывает практика, подобные эксперименты теряют привлекательность. Покупатель голосует рублем за лучший выбор.

Другими словами, вовсе не удивительно, что в Россию приезжают все новые модели, которые можно отнести даже к люксовому сегменту - например, самый быстрый в мире кроссовер Bentley Bentaiga.

6. Стабильный рост показывают представители сегмента SUV

В Россию привезли самый быстрый кроссовер в мире

Среди топ-25 самых востребованных моделей в первом квартале лишь девять показывают положительную динамику относительно того же периода 2015-го. Из них шесть - кроссоверы и внедорожники. Почти 2 900 экземпляров прибавилось у Toyota RAV4, около 2 000 - у Renault Duster, более 1 300 - у Nissan Qashqai. Что говорить, если россияне купили на 1 268 больше Toyota Land Cruiser 200, при том что цены на них стартуют с 3 800 000 рублей.

- В России сегмент SUV растет бешеными темпами и уже сейчас на него тратится половина всех денег на авторынке, - отмечает директор по маркетингу сервиса Autospot.ru Дмитрий Рыбальченко. - Соответственно, всем производителям хочется откусить кусок этого "пирога". А значит, внедорожных моделей у нас будет появляться все больше, даже если большинство из них крайне формально влезают в сегмент.

К слову, весьма показателен уже упомянутый выше пример с компактным кроссовером Creta, ради которого Hyundai готов пожертвовать производством хэтчбеков Solaris.

7. Растет спрос на автомобили китайских брендов

В России стартовали продажи китайского автомобиля Foton Tunland

После некоторого провала в прошлом году куда лучше чувствуют себя китайские бренды. Lifan прибавил 58% продаж, Chery - 24%, Geely остался на прежнем уровне, а объемы реализации доселе не слишком популярных DFM и Changan выросли более чем вдвое. Эту тенденцию можно, конечно, списать на "низкую базу", по сравнению с которой нынешние результаты кажутся убедительными, и на не менее низкие цены. Но, как уже писала "РГ", последний фактор далеко не всегда работает на бюджетные модели даже в кризис, а во-вторых, многие эксперты уверены, что сегодняшние успехи "китайцев" - вполне заслуженные.

- За последние несколько лет у этих автомобилей заметно вырос уровень и качества, и безопасности, - напоминает гендиректор компании "Правильная цена" Татьяна Абрамова. - Но у многих потенциальных покупателей еще остается в голове стереотип, что китайский автомобиль - это плохой металл, низкая безопасность, ужасный запах в салоне и посредственные технические характеристики. По мере того, как люди "распробуют" автомобили из Поднебесной, которые поставляются на наш рынок, их продажи постепенно начнут расти. Полагаю, что у их производителей будут все основания сделать их дороже, учитывая еще и изначально более богатые комплектации китайских автомобилей в сравнении с "одноклассниками" других марок.

8. Продажи Ford в России выросли почти вдвое, а Hyundai и Nissan потеряли около четверти объемов реализации

Среди традиционно популярных марок особенным образом обратили на себя внимание Ford и Hyundai с Nissan. Первый прибавил 93% продаж, вторые лишились 26% и 25% соответственно.

Российский авторынок покинули девять моделей

- У Hyundai и Nissan динамика обусловлена, с одной стороны, тем, что они ударно провели начало 2015 года, а с другой - изменениями в модельном ряду. Вместо кроссовера Hyundai ix35, который обеспечивал марке 10-20% продаж, теперь вышел более дорогой Tucson, пользующийся в разы меньшей популярностью. Также существенно сократился спрос на модель i30. У Nissan провал в бюджетном сегменте: по Sentra - порядка 90%, по Almera - 50%. Также больше не интересен покупателям Juke. "Опорными" моделями остаются более крупные кроссоверы бренда, - говорит Сергей Баранов. - А рывок Ford объясняется очень просто: до недавнего времени эта марка показывала одни из худших результатов в верхушке рейтинга из-за проблем с модельным рядом и ценообразованием. Она, в отличие от рынка, уже нащупала дно в прошлом году. Наладив позиционирование и выведя новую Fiesta, бренд стал наверстывать упущенное и сейчас показывает рекордный рост на фоне провальных месяцев прошлого года.

С обновлением товарной линейки связывает успех Ford и Максим Трусов:

- Внедорожник Explorer стал значительно лучше, свои плоды начали давать новые поколения Mondeo и Fiesta, которая вернулась в Россию. Их выход на рынок в прошлом году совпал с неблагоприятным периодом. У Nissan же, напротив, в модельном ряду нет ничего нового, и продажи бренда приостановились.

P.S.

Эксперты "РГ" рассказали еще о двух любопытных тенденциях, которые заметны на российском рынке, но напрямую из статистики продаж не следуют.

Аналитики выяснили, на покупке каких авто можно сэкономить

- Данные по официальным регистрациям автомобилей за март, которые вскоре обнародует "Автостат Инфо", будут демонстрировать небольшую разницу с информацией о продажах, предоставленной АЕБ, - сообщил Александр Климнов. - Разница сокращается, в первую очередь, по той причине, что уменьшился отток автомобилей с рынка России в Белоруссию и Казахстан.

- Одной из ключевых тенденций является изменение покупательского поведения. Потребители стали подходить к выбору и приобретению автомобиля более профессионально и избирательно, анализируя предложенные варианты, тратят деньги с умом. При этом есть определенная категория клиентов, для которых ключевое значение имеет и уровень сервиса. И, если раньше на премиальный вид обслуживания могли рассчитывать только покупатели дорогих автомобилей, то сейчас он появляется и у массовых брендов, - рассказал Максим Мыскин. - На наш взгляд, "рынок продавца" окончательно превратился в "рынок покупателя", на котором клиент очень придирчиво выбирает дилера, а залог успеха продавца - грамотно сформированное предложение и качество обслуживания.

Подписывайтесь на автомобильные новости "РГ" в Telegram: telegram.me/rgruavto

Легковые авто