Примечательно, что это серьезное, качественное российское кино, как показал опыт семи фестивалей, оказалось весьма "ширпотребным". Спрос на фильмы, побуждающие сопереживать и думать, как выяснилось, значительно больше, чем полагают прокатчики. И постоянные зрители "Дубль дв@" уже не так удивлены что "у нас, оказывается, снимают такое хорошее кино". Они это теперь знают, и удивляются только тому, что его нет в кинотеатрах и на ТВ.
"Возник разрыв между представлениями прокатчиков - и тем, что нужно зрителю, - сказал, получая уже второй наш Приз зрительских симпатий, режиссер "Частного пионерского" Александр Карпиловский. - И на этом фестивале зрители своими голосами и рецензиями показывают, что они не только готовы к умному, тонкому, человеческому, чувственному кино, но и хотят его. В таком кино есть большая потребность, но она не реализована в прокате".
Повсеместно доступный фестиваль попутно становится кардиограммой настроений в мире. Кризис, политические и природные катаклизмы не способствуют росту массового интереса к кинематографии одной отдельно взятой страны, и наша статистика фиксирует некоторый спад числа зрителей. Да и фестиваль был на треть короче, чем в прошлом году, - значит, и просмотров меньше. Тем не менее, отмечено более ста тысяч посещений его страниц, фильм-лидер "Частное пионерское-2" только за первые два дня был прокручен 3255 раз. Зрители пишут, что смотрели его вместе с детьми, семьями, так что реальное число зрителей, увидевших этот светлый, веселый, но недоступный на других площадках фильм, подсчитать невозможно. Явно углубился интерес к фестивальному процессу, ко всей этой синефильской игре: посетители активно смотрели видео со вступительным словом режиссеров, читали текстовые материалы, голосовали и писали рецензии. Фестиваль смотрели в 87 странах, в первой десятке Россия, США, Украина, Франция, Германия, Беларусь, Бразилия, Япония, Сербия, Великобритания.
Напомню, что Гран-при "РГ" ушел фильму-диспуту "Наследники" Владимира Хотиненко, приз за лучшую актерскую работу получил Алексей Гуськов в "Находке" Виктора Демента, дипломами и подарками за лучший актерский ансамбль отмечены юные актеры дилогии "Частное пионерское" Семен Трескунов, Егор Клинаев и Анфиса Вистингаузен, приз канала ОТР и право показа в эфире получил "Элизиум" Андрея Эшпая. "Русская Медиагруппа" - партнер VII онлайн кинофестиваля "Дубль дв@" - в отдельной номинации отметила музыкальное оформление сразу двух фильмов. Призы от музыкальных критиков медиахолдинга получили: фильм "Частное пионерское 2" - "за подбор песен для фильма и талантливую работу музыкального продюсера" и фильм "Находка" - "за бережное отношение к русской музыке". Все отмечают, что конкурс был сильным, выбор лауреатов - трудным.
Традиционно лауреатами фестиваля стали зрители, написавшие лучшие рецензии к фильмам конкурсной программы. Всего было отмечено шесть работ - это выбор посетителей сайта d2.rg.ru, редакции "Российской газеты" и шеф-редактора портала "КиноПоиск" Михаила Клочкова. Победители получили почетные дипломы "за лучшую зрительскую рецензию", памятные призы от партнера фестиваля компании BQ Mobile, и уникальную возможность озвучить свои письменный рецензии тем, в чей адрес они были написаны.
Письма, где зрители оценивали фестиваль и его идею, трогают искренностью: в них обжигающе горячая благодарность за предоставленную возможность увидеть новое кино России. Что лишний раз подчеркивает актуальность проблемы: огромная потенциальная аудитория русских фильмов просто не может до них добраться - она от них отрезана неспособностью проката просчитать возможности кинорынка и ими грамотно воспользоваться. Как отборщик фильмов для фестиваля, я с горечью констатирую, что поле отбора расширяется: все больше картин, производимых в России, тонет в безвестности, и наш фестиваль для них единственная тропинка к жаждущей встречи публике.
Мы благодарны зрителям, которые были с нами все эти 12 дней, и нашим партнерам, оказавшим неоценимую помощь в его подготовке и проведении. Мы приветствуем новых партнеров - руководство Свердловской области, Уральские отделения Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей, которые горячо поддержали идею провести фестиваль "Дубль дв@" в "наземном", модифицированном формате в третьей кинематографической столице России - Екатеринбурге. Так что расставание, надеюсь, будет недолгим.
Александр Карпиловский, режиссер: Честно говоря, мне очень нравится идея фестиваля "Дубль дв@". По-моему, это фестиваль будущего. Это новая платформа, где авторы фильмов могут увидеть честную оценку своего творчества зрителями. Здесь люди смотрят, оценивают, пишут рецензии. Это очень ценно. Почитав рецензии, я был ошарашен. Люди начинали делиться своими воспоминаниями. Значит, кино действительно пробилось - в самое сердце, раз у людей возникло желание написать что-то про себя, про свое детство, про пионерские приключения в лагере. Я благодарен, что вы поддержали нас, творческую группу, в решении сделать трилогию. Раз второй фильм получился, надеюсь, что получится и третий.
Владимир Хотитенко, режиссер: Фестиваль "Дубль дв@" уникальный во всем. Даже в том, что церемония закрытия происходит утром. Когда-нибудь я напишу новеллу, как снимал картину "Наследники". Это мой 25-й фильм, и он получился… странный ребенок. Я ни с одной картиной не переживал такие приключения, как с ним. От него отказались продюсеры. Неглупые высокопоставленные люди мне говорили: "Давай, мы его отложим, полежит годика два-три. А потом, может быть, договоримся". Я его доделал вопреки всему. Я рад, что фильм прозвучал. Прозвучал благодаря фестивалю "Дубль дв@". Об огромной аудитории фестиваля здесь уже сказали.
Алексей Гуськов, актер, режиссер: На открытии я говорил, что в кинотеатре зритель привыкает к "фастфудному" кино, которое он смотрит между sms-ками, twitter’ом и поп-корном. Уходит зритель, который хочет смотреть кино как кино. Это печально. Хочу поблагодарить зрителей, которые провели с фестивальными фильмами вечера. Спасибо фестивалю за приз. Спасибо всем, без кого не было бы фильма. Если бы не было писателя Владимира Тендрякова, не было бы фильма. Потому что литература - главное. Она основа, и не только кино. По прозе Тендрякова писался сценарий. Если бы не режиссер и сценарист Витя Демент, то картина бы тоже не случилась. Он с этой картиной жил четыре года. Если бы не было молодой команды продюсеров, которые верили в этот фильм, он не был бы снят.
Начиналось все не так, чтобы многообещающе. Мне позвонила ассистент режиссера, которую я знаю, и сказала, что на "Мосфильме" продюсеры хотели бы со мной встретиться по поводу одного проекта. Прислали сценарий - по прозе Тендрякова. Думаю, посмотрю, кто работает. Пришел в комнату на 4-м этаже, заглянул, а на столе - пустая папочка. Я предложил: "Ребята, что мы здесь будем сидеть, пойдем, кофе попьем". Потом узнал, что они боялись со мной встречаться в офисе, потому что он у них в Свиблово, и сняли комнату на "Мосфильме", чтобы меня сразу не разочаровать. Я признателен этим людям, которые верили в фильм.
Николай Челноков, приз "За лучшую зрительскую рецензию": Спасибо огромное "Российской газете" за этот фестиваль. Седьмой год смотрю его. Так случилось, в этом году ваш фестиваль наложился на финал Кубка КХЛ. В кои-то веки моя любимая команда туда попала. Но даже после ее поражений, когда я приходил домой опустошенный, смотрел фестивальные фильмы, и эмоции возвращались.
Веста Боровикова, приз "За лучшую зрительскую рецензию": О замечательном фестивале "Дубль дв@" я узнала, подписавшись на блог Валерия Кичина в Facebook. Вы отобрали прекрасные работы. Можно было еще раз посмотреть "Андерсена", которого совершенно незаслуженно обошли вниманием. Можно было посмотреть фильм Андрея Прошкина. И можно было увидеть хорошие актерские работы в картине Веры Глаголевой. Спасибо, что вы собираете синефилов, заставляя прокатчиков подумать о том, что нужно заниматься прокатом российского кино, а не вынуждать это делать волонтеров-героев.
- Удивительный проект! Он позволяет увидеть кино думающее, несущее "доброе и вечное". Короткий период показа фильмов заставляет остановиться , чтобы увидеть... а увидев, - задуматься, и это в наше время бесценно.
- Огромное спасибо за возможность увидеть картины, заставляющее плакать, смеяться, размышлять, вспоминать и - ужасно! - ставить оценки мастерам своего дела. Пыталась приобщить детей, но они остались глухи к тому, что трогает меня до глубины души. Светлана, г. Тихвин.
- Каждый раз жду фестиваль с нетерпением, и ни разу ожидание не было обмануто. Обожаю эти две недели просмотров! Мне нравится, как вы формируете программу: серых, проходных, безликих фильмов нет, каждый заслуживает интереса. Спасибо вашей команде, которая приносит праздник кино многим и многим. Счастлива быть в их числе.
- Погружаясь в "Дубль два", отдыхаю душой среди всеобщего безумства, творящегося вокруг. К сожалению, уходят великие мастера, а все же смена пусть небольшая, но есть!
- Кинофестиваль 2016 года удался. Каждый фильм по-своему хорош, и очень жалко, что их до сих пор многие не видели. Все они содержательны и эмоциональны, предлагают задуматься о себе и о нас в это не совсем простое время. Спасибо за чудно проведенное с вами время.
- Многие фильмы хотелось бы увидеть в широком прокате ,они достойны этого и способны составить конкуренцию импортным комиксам!
- На протяжении всего фестиваля думала, как точнее сказать о его значении для меня. Сегодня пришла к выводу, что проект необходим для души. Такие фильмы я искала везде по крупицам - они оставляют светлый след. Спасибо.
- Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Буду ждать встречи через год. Николай.