01.06.2016 10:01
Экономика

Донских изобретателей научат продвигать свои разработки

Текст:  Руслан Мельников
Российская газета - Экономика Юга России: №116 (6984)
Импортозамещение и инновации, которые должны сейчас спасать экономику и переводить ее на новые рельсы, в регионах зачастую остаются лишь модными словами, планами и бумажными проектами. Об этом корреспонденту "РГ" рассказали донские разработчики новых технологий. По их мнению, между наукой и промышленностью попросту нет необходимых каналов для внедрения перспективных ноу-хау в жизнь.
Читать на сайте RG.RU

Из Кореи с разведкой

Завлабораторией композиционных материалов и покрытий Южного федерального университета Эдуард Сухоленцев может похвастать несколькими изобретениями. Среди них специальное покрытие с оптической плотностью на 20 процентов меньше, чем у стекла. Если нанести его на фары, свет будет ярче. Еще одно возможное применение новой разработки - оптико-волоконная связь. А, например, для авиационной промышленности ученый разработал высокотехнологические шарнирные подшипники. Вокруг этих ноу-хау уже вьются иностранцы.

В Астрахани школьники создали робота, управляемого силой мысли

- Покрытием для оптики заинтересовались корейцы. А технологию изготовления шарнирных подшипников они даже пытались украсть. Правда, у них ничего из этого не получилось. Произведенные в Корее подшипники оказались недостаточно надежными, - рассказывает Эдуард Сухоленцев.

Российская промышленность тоже вроде бы заинтересовалась перспективными разработками. К изобретателю приезжала делегация из Москвы, был выбран завод в Томске, на котором планировалось наладить выпуск новых подшипников. Но планы, увы, так и остались планами. После переговоров прошло несколько месяцев, а налаживать производство никто не спешит. Попытки самостоятельно выйти на авиастроительные предприятия тоже пока результатов не дали.

Машина будущего

В Дагестане нашли способ сделать водоснабжение городов бесперебойным

Ростовчанин Дмитрий Щеглов пытается продвинуть проект Sooshka, который позволил бы использовать на практике инновационные идеи, разрабатываемые для автопрома отечественными изобретателями. Суть задумки такова: создать макет автомобиля будущего в натуральную величину с современным экспериментальным дизайном и напичкать его новейшими разработками, чтобы показать, в каком направлении может развиваться отрасль. Модель можно было бы не только увидеть на экране компьютера, но и буквально пощупать. Более того, ее можно выставлять на автосалонах и одновременно продвигать российские ноу-хау. Уменьшенный макет-основа демонстрационного суперавтомобиля уже готов. Теоретически он мог бы стать экспериментальной площадкой в том числе и для практических работ студентов технических вузов.

Кстати, в этой сфере почти нет конкуренции. По словам энтузиаста, во всем мире только одна фирма занимается подобной деятельностью и неплохо зарабатывает. Информация об изобретениях в автопроме производит на международных автовыставках не меньший фурор, чем долгожданные новинки от лидеров авторынка.

Обертка для конфетки

Как отмечают эксперты, главная проблема инноваторов - высокая стоимость внедрения новых разработок. Зачастую самому изобретателю приходится искать средства на практическую реализацию своей идеи. Но для этого у разработчика должна быть коммерческая жилка, а таких уникумов немного. Кроме того, даже успешному коммерсанту не всегда хватит сил и средств для запуска крупного производства.

Крымский ученый разработал саморазрушающийся шприц

- Многие инновационные разработки носят теоретический характер. Изобретатель получает патент на некое устройство, но, чтобы создать его, нужен новый завод и миллионные, а порой и миллиардные инвестиции. Это много времени и большие деньги. Часто изобретателям говорят напрямую: зачем финансировать вашу разработку, если проще и дешевле купить заграничный аналог? Даже если позже отечественное ноу-хау окажется качественнее и дешевле, бизнес не любит ждать. И тут без господдержки не обойтись, - убежден старший научный сотрудник Южного научного центра РАН Юрий Юрасов.

Длительный цикл окупаемости отпугивает частных инвесторов, бизнесмен пойдет на вложения, только если он увидит потребность в продукте и возможность быстрого получения прибыли. Так, например, в Ростовской области предприниматель, изучив спрос, запустил небольшой заводик по производству инверторных сварочных аппаратов. Но сама разработка была создана задолго до этого.

Еще одна проблема: не все изобретатели могут правильно подать свое выстраданное ноу-хау. Часто потенциальным инвесторам или заказчикам предлагается созданный "на коленке" недоработанный продукт. Между тем красивую "обертку" для инновационной "конфетки" должна создавать целая группа дизайнеров, технологов и других специалистов.

- Нужно изменить существующую систему так, чтобы не изобретатели искали возможность реализовать свои изобретения, а чтобы бизнесмены искали их. Надо стимулировать к этому производителей и коммерсантов. Знаете, как делают зарубежные компании? У них есть представители в России, которые специально отслеживают публикации об изобретениях, ездят по НИИ и пытаются всеми правдами и неправдами выудить информацию. Это выгоднее, чем содержать собственные НИИ и научные кадры, - говорит Юрий Юрасов.

Мнение

Эдуард Сухоленцев, завлабораторией композиционных материалов и покрытий Южного федерального университета:

- Все говорят о недостатке финансирования. Действующие технопарки рассчитаны в основном на краткосрочные, недорогие и быстро окупающиеся технологии. Нет госпрограммы взаимодействия науки и промышленности, а частные инвесторы не заинтересованы вкладывать деньги в инновационные продукты. Многие предприятия живут не вчерашним даже, а позавчерашним днем. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, нужна общенациональная программа совершенствования и развития современных технологий. Как, например, программа "Здоровье" или "Доступное жилье".

Тем временем

Новочеркасские инноваторы разработали электроусилитель руля, который удалось запустить в производство. Его поставили на "Ладу-Калину", но вскоре выяснилось, что на электроусилителе западают датчики. Было принято решение заменить отечественную разработку импортным аналогом. Как оказалось, сам компонент был выполнен качественно, но в момент сборки могли возникнуть ошибки. Если бы было больше времени на доработку, исключавшую такие ошибки, возможно, весь наш автопром использовал бы сейчас новочеркасские электроусилители.

Инновации Ростовская область Юг России