30.06.2016 13:48
Экономика

Как вывести омских автоперевозчиков из тени

Помогут ли изменения в законодательстве вывести автоперевозчиков из тени
Текст:  Светлана Сибина (Омск)
Российская газета - Экономика Сибири: №141 (7009)
В июле многократно вырастут штрафы для нелегальных автоперевозчиков, которых только в Омске более тысячи. Поможет ли это упорядочить рынок? Мнения чиновников и предпринимателей на этот счет разделились.
Читать на сайте RG.RU

Согласно новой законодательной норме, право штрафовать (в размере до 300 тысяч рублей) перевозчиков, работающих неофициально, получил Госавтодорнадзор.

Как российский общественный транспорт переходит на газ

- Регион к этому готов. Ежедневно два-три экипажа будут проводить проверки - до тех пор, пока это необходимо. Мы также будем оперативно реагировать на соответствующие обращения граждан, - сообщил руководитель отдела автотранспортного надзора УГАДН по Омской области Геннадий Чебейко.

Похоже, законодатели и контролирующие органы решили всерьез закрутить гайки подпольным "газелистам". Но означает ли это, что время нелегалов закончилось?

- Мы очень рассчитываем, что новые меры окажутся действенными и позволят наконец навести порядок в сфере пассажирских перевозок, - подчеркивает заместитель директора департамента транспорта администрации Омска Игорь Кожухов. - По нашим данным, сегодня нелегалы имеют в распоряжении более тысячи микроавтобусов, а вот договоров с мэрией на право перевозок у них нет. Налогов они не платят, правил не соблюдают, контролю не подлежат, а пассажиров оттягивают. Нам важно повернуть этот хаотичный процесс в цивилизованное русло, увеличить пассажиропоток на муниципальном транспорте. Так что новые санкции пришлись очень кстати.

По мнению же частных перевозчиков, то, что жесткие меры станут панацеей, еще не факт.

- Я наблюдаю за ситуацией уже более двух десятков лет. Ответственность перевозчиков растет из года в год, и штрафы увеличились многократно, но конфликт между муниципальным и частным транспортом как был, так и остается, - отмечает председатель СРО "Омские перевозчики" Владимир Геворгян. - Вместо того чтобы отпустить рынок в свободное плавание, чиновники пытаются спасти муниципальный транспорт, который на ладан дышит. Между тем право присутствовать на рынке должно определяться не принадлежностью транспорта - частный он или муниципальный, а качеством услуг.

В Волжском представили первый в России беспилотный автобус

По словам легальных предпринимателей, им уже приходится выполнять массу требований: ежечасно отчитываться о местоположении микроавтобусов, ежедневно подавать сведения о медицинском освидетельствовании водителей, обновлять автопарк. Мэрия требует от частников приобретения современных машин, однако сама им в этом не помогает - и тому есть объективные причины. Среди основных, как отмечают в городском департаменте транспорта, - валютные колебания, отсутствие на рынке качественных российских автобусов среднего класса. Те, что сейчас производят, собраны из импортных комплектующих и очень дороги. Павловский автозавод начал выпускать подходящие по цене и качеству машины "Вектор", но они с конвейера прямиком уходят в Москву. А ЛиАЗы даже в самой простой комплектации стоят более семи миллионов рублей, так что окупить их перевозчикам довольно проблематично, особенно при нынешнем скудном пассажиропотоке.

Однако если нелегалы все-таки покинут рынок, положение, возможно, удастся поправить, полагают чиновники. Предприниматели, в свою очередь, не исключают, что нововведения добавят головной боли не "теневикам", а именно им.

"Нас штрафуют буквально за все, потому что мы как на ладони. А вот иметь дело с теми, кого вообще никто не знает в лицо, куда сложнее. Поэтому есть опасение, что с введением санкций, прежде всего, достанется нам - законопослушным перевозчикам, а вовсе не нелегалам, которые ни за что не отвечают и усердно прячутся в тени", - говорят владельцы коммерческих маршруток.

Как будет складываться ситуация, станет понятно уже в ближайшее время. Однако, судя по всему, на этом перемены не закончатся. В новых планах мэрии - упорядочить пассажирские перевозки, и уже в будущем году сократить три десятка так называемых дублирующих маршрутов. По мнению специалистов, пока, особенно в часы пик, в бойких местах города наблюдается настоящее столпотворение. Частные и городские автобусы теснят друг друга, носятся наперегонки в борьбе за пассажиров, тем самым провоцируя ДТП и пробки. Так что навести порядок на омских дорогах можно только методами жесткого секвестра.

Пензенская область закупила новые автобусы для школьников

Важно, чтобы при этом чиновники не забывали о пассажирах, у которых свои интересы: не мерзнуть на остановке в ожидании транспорта, не опоздать на работу, добраться из пункта А в пункт Б хотя бы с относительным комфортом. Смогут ли они на это рассчитывать, если исчезнут сразу десятки маршрутов и сотни единиц автотранспорта?

Справка "РГ"

15 июля 2016 года вступают в силу нормы законодательства, которые касаются контроля деятельности автоперевозчиков. В частности, ужесточается ответственность за посадку-высадку пассажиров в неустановленных местах. Причем если первый штраф составит три тысячи рублей, то повторный - уже пять тысяч. За ночную стоянку вне специализированной площадки водителю придется выложить пять тысяч рублей, должностному лицу - вдвое больше, юридическому - вчетверо. Штраф до двадцати тысяч рублей придется заплатить, если номер машины отличается от того, что указан в маршрутной карте. А если ее нет вообще, штраф вырастет на порядок - до 300 тысяч рублей.

Общественный транспорт Омск Сибирь