Кадры решают все
На подготовку программного документа Совет обороны потратил почти два года. Специалистами был проанализирован опыт стран ближнего и дальнего зарубежья, однако копировать структуру правоохранительной системы какого-либо государства СО не стал.
Особое внимание авторы концепции уделили "оптимизации отношений" между правоохранительными органами, бизнесом и общественностью. Совет обороны рассчитывает "повысить уровень доверия граждан к органам, минимизировать коррупционные риски, устранить отрицательное влияние на инвестиционный климат и ликвидировать неправомерное давление на бизнес". Кроме того, изменения позволят исключить избыточные либо дублируемые функции и полномочия правоохранительных органов. Все это, уверены в Совете обороны, позволит правоохранителям, а также бизнесу и гражданскому обществу быстрее найти общий язык.
Что конкретно предлагает изменить в структурном и функциональном плане Совет обороны? Начать рекомендуют с будущих кадров: согласно проекту, на базе Академии МВД создадут Академию права, которая будет готовить специалистов не только для министерства, а в целом для силовых структур. Кроме того, планируется перевести правоохранительные органы на контрактную систему. Если тот или иной сотрудник не справится с поставленными задачами или утратит доверие, по окончании срока контракт с ним продлевать не будут. В Совете обороны надеются, что этот шаг мотивирует силовиков ответственно относиться к работе и повысит конкурентоспособность кадров.
Функции и структуры
Теперь что касается перераспределения функций различных ведомств. В ближайшие полгода у таможни отберут следственные функции и передадут их Госслужбе по борьбе с экономическими преступлениями (ГСБЭП), которая, кроме того, возьмет на себя и функции 5-го Главного управления МВД, занимавшегося раскрытием коррупционных и экономических преступлений. Инициаторы надеются таким образом усилить ГСБЭП.
Функции следствия лишат и Генпрокуратуру, которой оставят право на возбуждение уголовных дел. Расследованиями отныне будут заниматься Госкомитет национальной безопасности (ГКНБ) и Госслужба по борьбе с экономическими преступлениями. Высвободившиеся ресурсы предлагают направить на усиление надзора, в том числе и за госорганами. Прокурорским работникам также доверили рассматривать вопросы, связанные с жалобами на сотрудников правоохранительных структур. Для этого планируется создать межведомственную дисциплинарную комиссию. ГКНБ, в свою очередь, будет наделен полномочиями вести следственные действия по должностным преступлениям.
Министерство внутренних дел Киргизии также столкнется со структурными преобразованиями. В составе ведомства будут созданы новые службы.
- Мы должны полностью пересмотреть структуру МВД, - отмечает секретарь Совета обороны Темир Джумакадыров. - Приняты решения, направленные на усиление полномочий ведомства по борьбе с общей и организованной преступностью. Они предусматривают создание криминальной милиции, служб общественной безопасности и собственной безопасности, подразделений по борьбе с незаконной миграцией и экстремизмом, наркотиками. Мы хотим добиться, чтобы правоохранительные органы работали прозрачно, а надзор был на серьезном уровне. В итоге наши граждане получат общественный порядок, общественную безопасность и защиту от криминала.
Реформа предполагает создание нового ведомства - Национальной службы судебной экспертизы. Она объединит в себе имеющиеся подразделения, ныне действующие в различных госорганах. В это же время будет упразднена Госслужба по контролю наркотиков (ГСКН). Ее функции передают МВД и отчасти минздраву.
Что любопытно: в Совете обороны полагают, что правоохранителям необходимо запретить проверку других госорганов. Согласно проекту реформы, отныне этим будет заниматься только Счетная палата.
Госнаркоконтроль: за и против
Упразднение Госслужбы по контролю наркотиков вызвало в обществе неоднозначную реакцию. Общественность разделилась на два лагеря, один из которых настаивает на сохранении Госнаркоконтроля как отдельной структуры, помятуя о негативном опыте прошлого. Вторая сторона называет решение об упразднении ведомства верным.
- Мы считаем преждевременным, ошибочным и даже опасным решение по ликвидации ГСКН, назначение которого - организация и обеспечение скоординированной целенаправленной борьбы с распространением наркотиков и наркобизнесом, разработка и реализация сбалансированной наркополитики, международное сотрудничество в противодействии транснациональной наркоэкспансии, - комментирует решение СО председатель Общественного наблюдательного совета (ОНС) ГСКН Батма Эстебесова. - Страна имеет печальный опыт ликвидации ведомства в 2009 году, когда служба указом президента Бакиева была ликвидирована под предлогом реформирования правоохранительных органов. За год отсутствия в стране АКН изъятие контролируемых веществ из незаконного оборота сократилось в разы.
При этом председатель ОНС признает: ведомство испытывает проблемы, связанные с ротацией кадров, профессионализмом личного состава, технической оснащенностью.
- Сегодня целесообразно говорить о необходимости повышения потенциала ГСКН, оптимизации деятельности, совершенствовании организационной, финансовой, кадровой политики и повышении эффективности работы ведомства, - подчеркивает Эстебесова. Ликвидация ведомства, по ее словам, сведет все усилия по борьбе с распространением наркотиков к нулю.
Впрочем, у Совета обороны Киргизии на этот счет свои доводы.
- Раскрываемость преступлений по незаконному обороту наркотиков в МВД выше, чем в ГСКН, - апеллирует Темир Джумакадыров. - Показатели министерства внутренних дел в несколько раз превышают показатели службы. За 2015 год ГСКН раскрыла 18 процентов преступлений, а МВД - 80 процентов. По количеству изъятых наркотических средств показатели Госслужбы составили 17,8 процента, у министерства - 81,2 процента. Этой проблемой впредь будет заниматься именно министерство внутренних дел Киргизии, показавшее наибольшую эффективность.
Кстати
Попытки реформировать правоохранительную систему в Киргизии предпринимались как минимум трижды. Об успешности преобразований говорит каждая последующая попытка внести изменения в структуру работы правоохранительных ведомств. Первая реформа относится к 1998 году, когда правительство утвердило "Концепцию развития системы министерства внутренних дел КР". В последующие семь лет в рамках оптимизации структуры штатная численность правоохранительного ведомства сократилась наполовину. Следующая попытка осуществлялась в период с 2005 по 2010 годы. В третий раз систему попытались реформировать в 2012 году, подключив к этому процессу гражданский сектор. Активисты, представляющие интересы 24 общественных организаций, разработали собственную "Альтернативную концепцию реформы ОВД", проект которой передали на ознакомление президенту КР, премьер-министру республики и в Жогорку Кенеш. Итогом совместной деятельности государства и гражданских активистов стало принятое правительством в апреле 2013 года постановление "О мерах по реформированию органов внутренних дел", в котором содержались рекомендации по дальнейшему реформированию милиции.
Алмазбек Атамбаев, президент Киргизии:
- Реформа системы правоохранительных органов должна укрепить законность, чтобы простые граждане, бизнес и инвестиции оказались под защитой закона. Во-вторых, принятые меры должны дать толчок развитию экономики страны. Очень важно, чтобы предлагаемые реформы были правильно реализованы, чтобы все было прописано до мелочей и ни у кого не было возможности оставить все как есть. Наши силовые структуры много делают для страны, стараются обеспечить законность. Но нынешнее положение во многом удобно для коррупционеров, а мы хотим поддержать честных профессионалов.