К юбилею писателя, создатели фильма "Довлатов" официально раскрыли имя исполнителя главной роли. Образ Сергея Довлатова воплотил на экране сербский актер Милан Марич. Кастинг дался съемочной группе очень непросто - необходимо было найти артиста, способного передать харизму писателя и не разочаровать многочисленных почитателей таланта Довлатова. Поиски актера на главную роль длились долго и мучительно, и вот после 9 месяцев многочисленных проб Алексей Герман остановил свой выбор на Милене Мариче. Кстати, сам кастинг с Маричем длился … 10 часов.
Как отмечает сам Марич, он не хотел делать имитацию Довлатова. Он решил погрузить себя в то эмоциональное состояние, в котором, как ему казалось, находился сам Довлатов, и попытаться представить и пережить все дилеммы и страхи, обуревающие писателя. В итоге Марич проделал колоссальную работу и, по словам членов съемочной группы, за четыре месяца съемок прошел путь перерождения, полностью погрузившись в атмосферу начала 70-х годов XX века.
На роль друга Довлатова, несостоявшегося художника, который занялся фарцой, Алексей Герман-младший пригласил Данилу Козловского. Яркую, драматическую роль метростроевца-поэта, пишущего, как говорит Довлатов, "прекрасные, печальные, точные, про нас, про меня, стихи", получил Антон Шагин.
Актерская команда получилась интернациональной - в картине также снялись Елена Лядова, Светлана Ходченкова, Петр Гасовский, Мария Ярвенхельми, Хелена Суецкая. Маму Довлатова сыграла армянская актриса Тамара Оганесян (вдова Фрунзика Мкртчяна), а Бродского - Артур Бесчастных. Кстати, этот молодой московский актер уже попробовал себя в роли "нашего рыжего" (выражение Ахматовой) в сериале "Таинственная страсть" по роману Василия Аксенова. Любопытно, что из довлатовского окружения, кроме Бродского, остальные образы - собирательные. Из реальных исторических персонажей зрители также увидят Леонида Ильича Брежнева - как персонажа одного из снов главного героя.
Милан Марич, актер:
О Довлатове я раньше не знал. Вообще, играть писателя - само по себе уже огромный вызов, а тем более, если играть писателя из страны, подарившей такую плеяду писателей, оказавших влияние на всю мировую литературу, из страны, имеющей такую культурную традицию.
О жизни Довлатова я больше всего узнал из его книг, книг его современников, книг, в которых о нем рассказывается. Это была своеобразная база, начало. Мне хотелось увидеть, каким образом он "фильтровал" все то, что находилось у него внутри. С другой стороны, я понимал, что такой режиссер, как Герман, даже снимая биографический фильм, совершенно не хочет подчинить его общему мнению, сложившемуся о Довлатове, но хочет попытаться как можно глубже исследовать проблематику и найти ответ на вопрос, что же все-таки кроется за "мифом о Довлатове".
Одно могу сказать с уверенностью: чего я точно не хотел, так это делать какую бы то ни было имитацию Довлатова - это было бы обречено на провал, поскольку каждый, кто читал Довлатова, составил о нем свое собственное представление. Единственное, что я мог - это погрузить себя в то эмоциональное состояние, в котором, как я думаю, он находился, и как можно искреннее представить все эти его дилеммы, страхи, неуверенность.
Когда я прочитал сценарий, то самым захватывающим показалось то, что я присутствую в каждой сцене. (шучу). По сути, меня больше заинтересовало то, как все это связать воедино и не выглядеть банальным, как умело избежать общих мест. В этом мне помог Герман, просто между нами очень быстро установилось доверие, и мы оба понимали, что хотим сделать фильм, которого Довлатов заслуживает. Так что мы, без жалости к себе и прикрытия, приступили к расшифровке того, что нам предлагал сценарий - а он мог предложить многое.
Собственно, основным вопросом было, что же именно зашифровал Довлатов в своих книгах, что он хотел скрыть за юмором и цинизмом.
Каждый, кто хотя бы немного знаком с фактами из его (Довлатова) жизни знает, что ответ на вопрос, каким он был человеком, требует времени, дней и дней разговоров. Но и даже после этого ответ останется неизвестным.
Справка "РГ"
Сюжет фильма "Довлатов" охватывает несколько дней из жизни писателя в самом начале 70-х годов. К этому времени Довлатов уже достаточно активно пишет рассказы, однако их не публикуют ни в одном журнале Советского Союза. Эта история не только о Довлатове - она также о людях, благодаря которым он стал великим писателем: будущей жене Елене, дочери Кате, Иосифе Бродском. Кроме того, она об эпохе и Ленинграде, который в то время был центром замечательной литературы и театральной жизни. Продюсеры: Константин Эрнст, Артем Васильев, Андрей Савельев. Автор сценария и режиссер: Алексей Герман-младший. Оператор-постановщик: Лукаш Зал. Художник-постановщик: Елена Окопная.