02.10.2016 18:06
Культура

Анна Нетребко и Хосе Каррерас выступили перед московской публикой

Анна Нетребко в "Барвихе" и Хосе Каррерас в "Крокусе" выступили перед московской публикой
Текст:  Мария Бабалова
Российская газета - Федеральный выпуск: №223 (7091)
Уикенд суперзвезд мировой оперы прошел при аншлагах и невероятной ажитации аудитории, но в диаметрально противоположных эмоциональных тональностях.
Читать на сайте RG.RU
В Вене чествовали российских оперных солистов

Легендарный испанский тенор приехал в рамках своего прощального турне "Жизнь в музыке", посвященному его 70-летию, которое певец отметит 5 декабря 2016 года. Для находящейся же в самом расцвете сил и таланта Анны Нетребко и ее супруга  - азербайджанского тенора Юсифа Эйвазова, концерт стал наоборот своеобразной прелюдией к их невероятно ожидаемому выходу на Историческую сцену Большого театра в премьере оперы Пуччини "Манон Леско" в середине октября.

Сегодня Каррерас не стремится убедить мир, что его голос такой, каким был раньше, до страшной болезни. В 1987 году, когда певец был на пике успеха, рядовое посещение стоматолога закончилось для него страшным диагнозом - острая лейкемия. Шанс выжить был невелик. Тогда в его родной Барселоне и по всей Испании выстраивались километровые очереди: люди хотели отдать свою кровь для спасения своего любимца…

Пение дона Хосе лишено пафоса стадионной звезды. Оно трогает не вокальной виртуозностью, а эмоциональной глубиной и благородством, где больше утонченного piano, без надрыва и истерики forte, используемого ради внешнего эффекта. Жаль только звукорежиссер выворачивал ручку громкости вверенного ему микрофона до упора, а безымянный, сборный оркестр (тут явно концертное агентство из Уфы "Rockin Nation" решило сэкономить) никак не мог себя заставить играть под палочку дирижера Давида Хименеса - племянника и постоянного попутчика Хосе Каррерса в его гастрольных поездках.

В Москве выступят с дебютным альбомом Skye & Ross From Morcheeba

Программу вечера составили произведения, которых всегда ожидает от тенора публика: оперные шлягеры, неаполитанские песни и фрагменты из сарсуэл мюзиклов. Особенно впечатляюще в исполнении Хосе Каррераса прозвучали Венгерская песня из сарсуэлы Хозе Серрано "Душа бога" и Песня Дон Кихота "Несбыточная мечта" из мюзикла Митча Ли "Человек из Ламанчи". К сожалению, несколько соло и дуэтов в концерте достались петербурженке Маргарите Грицковой, обладательнице резкого, тремолирующего меццо-сопрано, соседствующего с заметным дефицитом вкуса, чувства стиля и хорошего воспитания. Что, впрочем, еще более подчеркивало рыцарские достоинства выдающегося каталонца, которого зал долго не хотел отпускать. И растроганный Каррерас щедро бисировал, дав свой, по сути, прощальный концерт фактически в трех отделениях. Публика была счастлива, а в воздухе висела нотка грусти и печали.

Вечер в Барвихе, напротив, был полон счастья и радости. Хотя супротив негласным правилам коммерческого выступления, программа концерта была большой, серьезной и без какого-либо микрофонного усиления. Она практически была аналогична тому концерту, что несколькими днями раньше пара дала в Будапеште. Ее основу составили фрагменты из итальянских опер.

Анна Нетребко блеснула исполнением арии Маргариты из оперы Бойто "Мефистофель", сценой и арии Недды из "Паяцев" Леонкавалло и романсом Валли из одноименной оперы Каталани. Пение Анны завораживает. Оно абсолютно прекрасно и безукоризненно. Что не мешает с присущим только ей феноменальным обаянием, юмором и естеством вести себя на сцене. Когда перед исполнением оркестрового номера - полонеза из оперы Чайковского "Евгений Онегин", возникла неловкая пауза, Анна, выглянув из-за кулисы, сообщила залу: "В оркестре пропал ударник!..". Публика развеселилась. И даже какой-то смельчак предложил ГАСО свои услуги. Но скоро выяснялось, что все артисты оркестра на месте. А виновник переполоха дирижер Ядер Биньямини, дирижировавший из пижонства весь концерт без партитур. Он запамятовал и упорно ждал музыканта, которого на сцене в тот момент и не должно было быть. Трудно даже предположить, как молодой итальянский маэстро станет "экзаменовать" оркестр Большого театра на премьере "Манон Леско", которой должен дирижировать.

"Сплин" отправился в тур по Европе в поддержку альбома "Ключ к шифру"

Юсиф Эйвазов особенно красиво исполнил Плач Федерико из "Арлезианки" Чилеа, ариозо Туридду из "Сельской чести" Масканьи и арию Каварадосси из "Тоски" Пуччини. Большинство женщин из публики смотрели на Юсифа столь же восхищенным взглядом, что и Анна. Когда в конце каждого отделения дело доходило до парного выступления (прозвучали дуэты Лизы и Су-Чонга из оперетты Легара "Страна улыбок" и Шенье и Мадлен из оперы Джордано "Андре Шенье") реальность чувственности зашкаливала.

А все три биса оказались сюрпризом. Исполняя крошечную арию Лауретты из оперы Пуччини "Джанни Скикки", Анна спустилась в зал и адресовала ее Филиппу Киркорову, таким образом, если обратить внимание на содержание ее соло, превратив отечественного поп-короля в старого папашу, не позволяющего дочери выйти замуж по любви. Юсиф же, в свою очередь, вытащил на сцену из зала Николая Баскова и очень эффектно с ним на пару спел "O Sole mio". Потом на сцене неожиданно появился рояль. Из партера поднялся Игорь Крутой, и Аня с Юсифом дуэтом исполнили его песню "Cantami" ("Спой мне").

Такие концерты запоминаются надолго.

Классика Москва Столица