06.10.2016 10:29
Культура

Почему сибирским театрам не хватает качественных современных пьес

Корреспондент "РГ" принял участие в работе молодежного театрального фестиваля
Текст:  Сергей Зюзин (Барнаул)
Российская газета - Неделя - Сибирь: №226 (7094)
В сибирских городах нечасто проводят творческие форумы всероссийского масштаба. В Барнауле Золотухинский молодежный театральный фестиваль ждали с большим нетерпением, и в целом он оправдал надежды. О нем еще долго будут вспоминать и спорить.
Читать на сайте RG.RU

В поисках нового Чехова

В конкурсную программу вошли спектакли одиннадцати театров России самых разных жанров и форматов - драма, комедия, трагедия, городская легенда, притча, публицистическая монодрама, вербатим (документальный театр от латинского verbatim - дословно), спектакль для всей семьи. Зрители увидели спектакли по пьесам Шекспира, Гоголя, Чехова, Зощенко, Брехта. Современные авторы были представлены Захаром Прилепиным, Владимиром Гуркиным, Виктором Ольшанским и даже школьником из Ростовской области Андреем Руденко.

Евгений Гришковец переквалифицировался в бармены

Фестиваль в очередной раз высветил одну из главных проблем нынешнего театра - острый дефицит качественных текстов современных авторов. В особенности - на молодежную тематику. Конечно, классика на то и классика, чтобы с ее помощью говорить о том, что волнует сегодня. Тоскуют современные женщины по сильному мужскому плечу - а что по этому поводу думал Вильям наш Шекспир в своей комедии "Укрощение строптивой"? Вот и брехтовского "Доброго человека из Сычуани" в наши дни воспринимаешь иначе, чем в эпоху знаменитой Таганки.

- Смотришь и думаешь: "А сам-то ты кто? Если в 1960-е годы еще можно было сказать про себя: "Я и есть тот самый добрый человек из Сычуани", то сегодня, чтобы ответственно заявить такое, нужно пойти на большие жертвы. А мы к этому не готовы. Или, может быть, устали быть готовыми? - рассуждает член жюри фестиваля Елена Кожевникова.

Классика всегда дает много возможностей для осмысления современности. Можно, наверное, как это сделали в Тюменском драматическом театре, отобрать у Ромео, Меркуцио, Тибальта шпаги и выдать семействам Монтекки и Капулетти пистолеты, плееры с наушниками и мобильные телефоны. Да только простой заменой театрального реквизита на все вызовы времени не ответишь. Современные "отцы и дети" сталкиваются с ситуациями, о которых великие драматурги и не подозревали.

Во время Золотухинского фестиваля состоялось награждение победителей краевого конкурса драматургических произведений "Авторская сцена Алтая". Идею его проведения предложил арт-критик Вадим Климов. На конкурс было прислано восемнадцать пьес авторов из Барнаула, Рубцовска, Новоалтайска и из сельских районов края. В состав жюри входил и автор этих строк. Почитали, обсудили, немного поспорили и определили победителей. Но, честно говоря, ни одна пьеса не впечатлила - ни членов жюри, ни театральных деятелей. Конкурс прошел, а ставить нечего. Где ты, современный Чехов?

Растормошить общество

Режиссеры вынуждены искать материал не столько в современной драматургии, сколько в прозе. Так, магнитогорский драматический театр привез в Барнаул постановку "Допрос" по повести Егора Прилепина. Спектакль рассказывает историю двух друзей, ложно обвиненных в убийстве. После их допроса в полиции друзья получают не столько физические, сколько моральные травмы. В обычную, слегка шалопайскую и достаточно незатейливую жизнь молодых людей ворвались унижение и ужас. И главный герой задумывается о многом. Например, о том: "Зачем я живу?" и "Что значит быть мужчиной в наше время?".

Перекладывать прозу на язык драматургии всегда очень непросто. Магнитогорцам переплавка прилепинского текста удалась. "Допрос" идет без антракта и смотрится на одном дыхании. Добротная литературная основа подкрепляется любопытными режиссерскими ходами. Спектакль цепляет и ровесников главных героев, и представителей старших поколений. По сути, зрителям предложили очередное размышление на вечную тему отношений отцов и детей.

В Электротеатре Станиславский представили пьесу "Фантазии Фарятьева"

Из прилепинской повести запросто можно было слепить набившую оскомину чернуху, но спектакль, как ни странно, получился жизнеутверждающим. "Блудный сын" возвращается домой. Он возмужал, переосмыслил свое отношение к "предкам" и любимой девушке. Герой соскучился "в своей темноте по свету". Наконец почувствовал, что ему мало жить только своими физиологическими интересами.

- Театры пытаются выжить в нелегких экономических условиях, а значит, предлагают зрителю пьесы, уверенно претендующие на кассовые сборы. Как правило, такие постановки ничего не говорят о самом важном, о сущностном - считается, что массового зрителя, жаждущего отдохнуть и расслабиться, это отпугнет. История, рассказанная Прилепиным, говорит о том, что происходит сегодня, - о подчинении человеческой природы неким высшим государственным интересам. В Магнитогорске постановку очень хорошо восприняли. У нас думающий зритель, который не ушел из театра, как не ушел из него и зритель-мужчина. Сегодня очень важно тормошить общество, будоражить, не дать ему окончательно спрятаться в некую "внутреннюю Монголию". Увы, это не всегда получается, - рассказал "РГ" режиссер-постановщик Олег Хапов.

После "Допроса" аплодисменты были долгими и бурными - алтайская публика соскучилась по острым и злободневным спектаклям. Мы уже сыты по горло незатейливыми комедиями и водевилями, на которых полагается расслабляться и отвлекаться от житейских проблем. Зритель готов прийти на спектакль-допрос. Он даже готов добираться издалека, как сделали самодеятельные артисты народного театра из села Ребриха. Возглавивший делегацию Сергей Чикильдик - председатель комитета по культуре и делам молодежи администрации Ребрихинского района, не скрывал удовольствия после просмотра: "Угадали со спектаклем!".

О ложке дегтя

Калужский спектакль победил на фестивале старейших театров

Золотухинскому фестивалю есть, куда расти и развиваться. Например, было бы лучше, если бы спектакли шли только в вечернее время - не каждый поклонник Мельпомены готов выбраться в театр в середине рабочего дня. Актеры и режиссеры говорили, что оставляет желать лучшего процедура обсуждения спектаклей. А ведь обсуждение, диалог для участников фестиваля - самое ценное. По мнению приезжих критиков, афиша фестиваля получилась достойной и качественной. А на вкус барнаульской публики, в ней не хватало спектаклей известных в Сибири театров: новосибирских - "Красного факела" и "Глобуса", Красноярского ТЮЗа. Вызвал вопросы и выбор спектакля, которому отдали Гран-при. Когда организаторы фестиваля получают главный приз, у многих неизбежно возникает чувство неловкости и сразу вспоминается сакраментальное: "В Техасе должны побеждать только техасцы". Тем не менее Золотухинский фестиваль в целом оставил ощущение праздника.

Мнение

Капитолина Кокшенева, критик, эксперт "Золотой маски":

- Фестиваль должен накапливать собственную культурную плодородную почву. Надо собирать не просто постановки, которые в тренде, но и спектакли, которые, помимо тренда, задают высокую художественную планку. Я бы предложила руководству фестиваля взять на себя миссию формирования драматургии, рассчитанной на молодого зрителя. Но не пустой, не брендовой и не трендовой, а той драматургии, где был бы Человек. И Человек - не как картонная фигура, не как знак молодежной субкультуры, а как личность со всеми его сложными вопросами: "Зачем я живу?", "Куда я иду?". Чтобы в драматургии не было пустых небес и пустой души. Пусть она дает зрителю дорогу, по которой можно идти в раздумье. Пусть она дает боль за человека. Если у режиссеров, у актеров, у дирекции фестиваля будет болеть душа за человека, фестиваль будет жить. Глядишь, на такой почве и местные драматурги вырастут.

Кому что досталось

Гран-при фестиваля удостоился спектакль Молодежного театра Алтая "Вишневый сад". Поставил его новосибирец, заслуженный деятель искусств России Сергей Афанасьев. Он и стал лауреатом в номинации "Лучший режиссер". Алексей Логачев, режиссер спектакля "Укрощение строптивой" (Алтайский краевой театр драмы) победил в номинации "За мастерство в молодой режиссуре". Кстати, именно эти два спектакля собрали значительную долю наград. Так, лауреатами в номинации "Главная мужская роль" стали Александр Савин за роль Лопахина в "Вишневом саде" и Константин Кольцов, сыгравший Петруччо в "Укрощении строптивой". Такая же ситуация повторилась с "Главной женской ролью" - успех разделили Галина Чумакова (роль Раневской) и Елена Адушева (роль Катарины). Игра Елены Адушевой особенно восхитила председателя жюри народную артистку России Ольгу Дроздову. Приз за "Лучшую эпизодическую роль" получила Ольга Любицкая, сыгравшая Знатока в шекспировской комедии. А лучшим актерским дуэтом второго плана жюри признало Ольгу Жучкову и Евгения Быкова за роли Дуняши и Яши в комедии Чехова. Среди других можно выделить номинацию "За творческий ансамбль", доставшуюся Альметьевскому татарскому драматическому театру, который привозил на фестиваль представление-притчу "Добрый человек из Сычуани".

Драматический театр Барнаул Сибирь