Началось… с кота
Дом обнесен не забором, а стеной загадочного замка, где поселились персонажи сказок, мультфильмов, поверий, картин, а также безродные птички, ящерицы, пауки. Все живут по одним часам, пьют чай из самовара, который стоит на пеньке и даже не прикручен: редко чья-то рука посягнет на сказочную собственность, хотя бывало. Человек с филином Константина Васильева превратился в еще более мистическую фигуру старика, когда обрел языческую плоть. Треснувшая кора дерева стянута скобами, на стволе - ухо желаний, которому надо пошептать о своем сокровенном. Вовка в тридевятом царстве и Двое из ларца - живее, чем в мультфильме.
У стены замка, заселенной всякой живностью, стоит пустующий царский трон. Самодержец с тоненькими ручками вершит государственные дела поодаль. Два стража охраняют и его, и гараж. Кот Котофеевич - само довольство. Он присел поближе к самовару. Приглашает в уютное царство. Тут же персонажи из других мультфильмов - лесовик в виде гриба, попугай Кеша и еще один кот, которого соблазняют Гаити. Коряги ночью оживают, обретая магические лики. Но весел и беспечен дед с патефоном на завалинке. Баба, пришедшая с огорода отдохнуть на пеньке, держит у уха мобильный телефон. Рядом ворует сосиски кот, с которого и началось строительство сказочного царства. На входе в него главенствует мудрец, читающий книгу жизни. Одноногий пират приглашает на свое судно, перед большими воротами в замок стоит Хозяйка Медной горы с ледяным взглядом. Филины и ящерки ползают там и сям, на столбе свили гнезда аисты, в одном обитают живые воробьи. Олень из "Снежной королевы" приглашает в свой лес, медведь с тремя медвежатами - в дебри. На ветвях сидит, конечно, русалка. В самом доме потолок не потолок, а звездное небо со знаками зодиака. На втором этаже - бильярд со слонами.
- Я решил сделать себе небольшую сказку, но на этом не остановился. К сожалению или к счастью, - вспоминает Василий Подстригаев.
Повернись, избушка!
Художник и музыкант, он двадцать лет проработал на военном заводе. Тогда же приобрел первый опыт создания детских городков. А вспомнил о нем четыре года назад, когда уже переселился в новый дом на Жуковской улице. Собственно, их два - в одном мебельное производство, точнее, мастерская, где дуб превращают в чудо-двери, стулья и столы потрясающей красоты. А вот первый дом, в котором живет Василий и его жена Валентина, уже потерял и шанс, и право выйти из сказки. Не позволят зрители, которые сутками напролет едут на удивительную улицу, чтобы очарованно стоять перед чудесами и дивиться.
- Сначала сделал вход, - рассказывает художник о рождении сказки, - потом напросились деревья, потом стали одна за другой рождаться фигуры из бетона. Решил: вот здесь будет интересная композиция, здесь проложу дорожки в неизведанное. Нет, это не скульптура, это примитивное, лепнина. Больше инженерного расчета. Вот крыша избушки три тонны весит, надо все просчитать, чтобы не рухнуло.
Конечно, Василий чересчур строг к своим творениям. Отлить в бронзу иную "лепнину" - получится веселый шедевр. Он не приписывает авторство только себе. У него работают и другие скульпторы и художники, сварщики, которые блоху подварят, рабочие, которые уже с полуслова могут понять замысел Подстригаева.
- Я с удовольствием пользуюсь советами и подсказками, - говорит он. - Один тут ничего не сделает. Некоторые работают со мной почти четыре года. Что-то придумывается на ходу. Прошу тех, кто тоже скульптурой занимался. Некоторые учатся у меня, потом уходят на вольные хлеба, не понимая, насколько это тяжело. Рабочих хороших нынче трудно найти. Краски очень дорогие - супруга не всегда довольна тем, что так трачу деньги.
Валентина на вопрос о том, легко ли жить с неуемным художником, выразительно смотрит на него и многозначительно кивает головой: то ли да, то ли нет. Василий улыбается, понимая легкий укор супруги, но остановиться уже не сможет: "Жена просит плитку в ванной переложить, но это сделает любой строитель, а сейчас сезон, надо успеть доделать избушку. Случись что со мной, никто не доделает".
Эта избушка ошеломила испанца: иностранцев уже много побывало на Жуковской улице. Он не мог поверить, что жилплощадь Бабы-яги поворачивается по велению: "К лесу задом, ко мне передом!"
- Это у вас не может, а в России может! - смеялся Василий.
Для десятитонной избушки он приспособил крановую установку, остальное поручил электронным слугам. Испанец осматривал творение, снимал и ахал. Трубу избушки Василий сделал за три дня:
- Она хорошо пошла. Но красил почти три часа. Теперь труба и кот у всех вызывают улыбку. Сразу всего не придумаешь, детали могу добавить позже. Вот паутину из металлических прутьев сделал, посадил на нее паука. И только теперь подумал: почему он без мухи?
"Я против, чтобы платили"
На огороде растет из металла голова - будут Руслан и Людмила, а рядом - беседка и олень. Старик с филином не повторяет картину Константина Васильева. Брянский художник говорит, что хотелось "переиграть" знаменитое творение.
Когда Василий строил дом из обычного силикатного кирпича, и подумать не мог, что будет жить в сказке. Жалеет, что дом большой:
- Сейчас бы такой не строил, а тогда хотелось, чтобы и у обеих дочерей было по комнате. Но сейчас они живут отдельно.
А с родителями - пекинес Зефирка и котенок, у которого разный цвет глаз. Когда оба выходят за ворота, сразу превращаются в обитателей сказки, как и воробьи, обживающие гнездо, над которым Василий трудился в поте лица несколько дней, заколачивая ветки. Соседка-бабуля долго пытала Василия, где он берет такие красивые деревья, долго не могла поверить, что они выросли из рук мастера. Под деревьями грибы сушатся, на двери ларца висит замок от старого чемодана. Теперь, видимо, понадобится сундук, точнее, государева казна. С некоторых пор ошеломленные и благодарные посетители спрашивают, где можно положить деньги. Василий говорит, что его просят поставить сундук:
- Я против того, чтобы платили. Но как-то подумал: может, продолжить игру? Сделать, но сделать так, чтобы человек не понял, как деньги пропали. Пылесосом засасывать будет.
Детей из сказки не вытащить. Несколько месяцев назад приехала из райцентра девочка с мамой. Добирались своим ходом, не без труда нашли дом на Жуковской. Оказалось, что у девочки порок сердца, и ей предстояла через два дня операция. Попросила загадать желание.
- Я пропустил, конечно, за ворота, - говорит Василий. - Что было после операции, не знаю, но хочется верить, что все хорошо.
Не верить в этом царстве во все доброе нельзя. Потому сюда уже едут свадьбы. Василий, наблюдая за молодоженами, решил изваять для них дерево с молодильными яблоками - пускай радуются.
С жизненным выбором у Василия все просто:
- Я доволен, я патриот России. Страну надо поднимать, но если не я, то кто? Всем бы строить понемножку в меру сил. Можешь потратить месяц на работу, а не на то, чтобы бухать? Я не люблю пить и не люблю пьющих. Гулять так гулять, а работать так работать.
Трудоспособность у него феноменальная. Можно было бы сказать, что он разрывается между творчеством и ремеслом, но у него даже изготовление мебели стало искусством. Сами придумывают рисунок дверей, качалок или стульев, которые уже не повторяются. Резчики колдуют над рисунком, одни дверь клеят, другие "подшкуривают", третьи красят.
- Дел много, поверьте. Если вам показать эскизы, там целый Диснейленд будет, - говорит творец.
- А если местная власть предложит создать парк?
- Соглашусь. На все нужны деньги. У меня одна фигура весит 500-800 килограммов. Зато крепкие. На Двоих из ларца один раз шесть пьяных мужиков и две такие же девицы залезли, чтобы сфотографироваться. Никогда не думал, что она восемь человек выдержит. Нет, ничего не крадут. Один раз у пирата пистолет открутили. Ну из сундука дети "золото" могут взять. Я бы тоже в детстве забрал, - шутливо рассуждает мастер. - Вот теперь надо к Новому году готовиться. Вся улица опять здесь соберется.
P. S.
Василий Подстригаев мечтает подарить городу поляну сказок. Только пушкинских персонажей, говорит, можно пять лет лепить: "Я даже не всегда говорю, что надумал". Собственно, так и должно быть: творчество - бесконечно.