По ту сторону "вертушки"
Проблема в том, что доступ на заводы ограничен. Предприятия охотно принимают иностранные делегации, представители которых впоследствии могут стать их партнерами. Периодически устраивают экскурсии для школьников, студентов и молодых специалистов, которые в перспективе пополнят штат сотрудников. В честь недавнего 300-летнего юбилея города состоялось сразу несколько пресс-туров на омские заводы, ставших для этих предприятий первыми в истории. Между тем обычные туристы по-прежнему не могут пройти через заводскую "вертушку", да и желающих можно пересчитать по пальцам.
- Только в последние два года иногородние туристы начали проявлять интерес к омским предприятиям. Например, по словам уральцев, которые хотели бы приехать в Омск, в открытом доступе информации об уникальных местных производствах почти нет, и поэтому нет стремления их увидеть, - делится опытом руководитель крупного турагентства Сергей Савостьянов. - Впрочем, и тем, кто приезжает, промышленники не слишком рады. Например, этим летом в город приехала группа круизных туристов, направляющихся на теплоходе по маршруту "Новосибирск - Салехард - Омск". Гости захотели посмотреть какой-нибудь местный завод, однако мы не смогли ни с кем договориться. На одних предприятиях сообщили, что путешественники не вписываются в график (экскурсии проводят один-два раза в месяц), другие вообще отмолчались. В результате люди уехали разочарованными.
Заводчан понять можно. Разовые экскурсии не приносят предприятиям особых доходов, зато забот с обеспечением безопасности хоть отбавляй.
В роли танкиста
Между тем нынешние туристы - люди довольно искушенные, к их встрече необходимо серьезно готовиться.
- Для того чтобы все прошло на уровне, требуется соблюсти ряд условий, - поясняет инструктор омского центра развития туризма Светлана Бакулина. - Дело в том, что современным туристам одних только знаний и визуальной информации мало. Им подавай ярких впечатлений, интеллектуального отдыха с интерактивом и развлечениями. Предприятиям удобно устраивать экскурсии в будние дни, а туристам, напротив, в выходные. Они обожают всевозможные дегустации и сувениры. Хотят не просто увидеть процесс, а стать его участником. И если им предоставят возможность собственными руками собрать ракету, покататься на настоящем танке или вездеходе на воздушной подушке, они, возможно, поедут на экскурсию в Сибирь.
И хорошо бы, помимо цеха, показать визитерам еще что-то запоминающееся, а потом заинтриговать тем, чего они еще не видели. И важно, чтобы об этом потом узнало как можно больше других людей. Тогда туристы и потянутся.
Важно, чтобы и заводской гид был в одном лице и экскурсоводом, и инженером, сам мог ответить на любой вопрос. При этом желательно знание иностранных языков. Кстати, с будущего года все экскурсоводы будут обязаны иметь соответствующий сертификат. В любом случае, предприятиям, решившим открыть проходные для гостей, сначала придется серьезно раскошелиться на подготовку.
Кирпич в шоколаде
Промышленный туризм появился не вчера.
- Еще в 1866 году в Америке состоялась экскурсия на ликероводочную фабрику, - рассказывает заведующая кафедрой туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса ОмГТУ Евгения Кулагина. - Современным туристам в Голландии предлагают посмотреть цветочные производства, во Франции - фабрики парфюма, в Турции - кожи и мехов, в Финляндии - стеклодувные цеха и судоверфи. Российский промышленный туризм также набирает обороты. В столичных трендах - посещение пивоваренных и кондитерских заводов, фабрик елочных игрушек. В Якутии желающим предлагают ознакомиться с полным циклом алмазного производства - от добычи камня до его превращения в бриллиант. Руководство тольяттинского "АвтоВАЗа" сообщило о готовности продемонстрировать всем желающим процесс создания легенд отечественного автопрома. Главный стимул приоткрыть завесу - добавить предприятию популярности и, в конечном счете, увеличить продажи, в том числе экспортные.
По словам экспертов, в Омской области к гостеприимным предприятиям следует отнести пивоваренные заводы, действующие не только в областном центре, но и, например, в Азовском национальном немецком районе. Помимо них, работают винные, кондитерские, колбасные предприятия, выпускающие брендовую продукцию. Есть уникальные заводы металлоизделий, минеральной воды, полипропилена. Омичи выпускают бензин нового поколения, собирают летательные аппараты, бронетехнику и комбайны.
Специалисты полагают, что Омск может быть интересен для туристов и как бывший тыловой город, в первые дни войны принявший эвакуированные заводы и поставивший на поток выпуск оборонной продукции. Здесь открыты уникальные музеи кирпича и народных ремесел.
К тому же столица Прииртышья имеет удобное географическое положение для того, чтобы принимать туристов из Европы и Азии, в частности, из КНР. Вот только куда они поедут - на шоколадную фабрику Омска или Лондона? Что им покажется более интересным - азовское пиво или баварское? Путешествие в кандалах по Сибирскому тракту или комфортный вояж по Золотому кольцу?
Власти города считают, что в Омске есть все условия для развития промышленного туризма. Тем не менее очевидно, что речь идет о создании новой отрасли. Значит, для начала городу минимум нужна "цементирующая" структура. Например, департамент по туризму, который занялся бы этим профессионально.