Напомним, что главным действующим лицом скандала является 60-летняя Чхве Сун Силь, которая более 40 лет является близкой подругой нынешнего президента Кореи Пак Кын Хе. Чхве уличили во вмешательстве во внутренние дела страны, влиянии на важнейшие государственные решения, а также в создании тайных фондов для личных целей. Чхве и ряд ближайших помощников президента Пак уже арестованы и допрашиваются прокуратурой. Сама президент дважды извинилась, заявив о готовности ответить на вопросы следователей.
Сегодня в 6 часов 40 минут утра у дверей штаб-квартиры флагмана южнокорейской экономики компании "Samsung Electronics" появились двадцать следователей прокуратуры. Предъявив ордеры на проведение обыска и изъятие необходимой документации, следователи в течение 11 часов обыскивали сейфы и изучали компьютеры руководящих подразделений компании, изъяв в общей сложности восемь больших ящиков с документацией и несколько жестких дисков компьютеров.
Это акция была ожидаемой и стала логическим развитием скандала вокруг "серого кардинала" Чхве Сун Силь. "Samsung Electronics" оказалась среди нескольких десятков южокорейских компаний, которых подозревают в передаче средств на подставные компании Чхве Сун Силь, а также в финансировании других сомнительных операций "кардинала в юбке". Установлено, что Чхве смогла заставить компании передать на счета подконтрольных фирм в общей сложности более 70 млн. долларов всего лишь за несколько месяцев.
Впрочем, как уверены практически все, это лишь вершина айсберга, а "Samsung" - лишь одна из вовлеченных компаний. Установлено, что около 30 самых крупных южнокорейских концернов и фирм приняли участие в теневых сделках и пожертвовали средства на создание секретных фондов "кардинала". Кое-кто из руководства компаний продолжает все отрицать, но многие уже признались в соучастии.
Впрочем, у бизнесменов, как говорится, "своя правда". Уже сейчас известно, что на компании оказывали давление высокопоставленные представители администрации президента Южной Кореи, угрожая "тщательными внеплановыми налоговыми проверками".
Оказались замешанными даже самые близкие помощники президента Пак Кын Хе, включая того, кто отвечал за связи с прокуратурой и налоговой службой. "Когда тебе звонят такие люди, думаете возможно им отказать в "добровольных пожертвованиях"?" - цитируют слова одного из бизнесменов, кто испытал на себе подобное "внимание" со стороны администрации президента. Некоторые компании пытались торговаться, стремясь снизить размеры "взносов", но так или иначе заплатили очень многие.
Все это стало сильнейшим шоком для всей нации, нанеся мощный удар по имиджу президента Пак Кын Хе. Пак точно была осведомлена о том, что ее подруга вела закулисные интриги и была весьма влиятельной. Президент также до конца защищала своих помощников, информацию про махинации которых оппозиция и СМИ озвучивала уже давно, требуя проверок. Пак и представители администрации называли все это "беспочвенными слухами" и стали признаваться только под давлением неопровержимых доказательств, полученных репортерами.
Сама Пак столкнулась с крупнейшим для нее кризисом, который вполне может вылиться в отставку. Ее рейтинг уже упал до рекордно низкого в истории для действующего президента Кореи уровня в пять процентов. В минувшую субботу по всей стране на митинги вышли сотни тысяч людей, требуя ее отставки. В одном только Сеуле в марше приняли участие более 200 тысяч человек.
Сейчас Пак Кын Хе прилагает отчаянные усилия, чтобы сохранить за собой пост. Она уже дважды извинилась перед народом, уволила основных помощников и премьер-министра, предложив компромиссную фигуру. Однако все это только еще больше разозлило народ. Оппозиция выдвинула ей ультиматум: принять премьер-министром предложенную парламентом кандидатуру, согласиться на спецрасследование скандала и по сути уйти с внутриполитической сцены, оставив правление внутренними делами кабинету министров и передав ему значительные полномочия.
В результате оказанного давления Пак Кын Хе сегодня заявила, что согласна отозвать своего кандидата в премьеры, призвав парламентариев предложить своего человека.
Эксперты же отмечают, что окончательных итогов скандала сейчас не может предсказать никто. В народе очень сильны настроения добиться добровольной отставки или импичмента президента. На улицы выходят даже школьники, студенты, профессора. 12 ноября обещаны более массовые акции протеста. Оппозиция, которая в большинстве своем не была склонна сначала доводить дело до импичмента, сейчас под давлением общественных настроений дрейфует в сторону более радикальных мер. Даже в правящей партии очень сильна критика президента. СМИ дружно ополчились на лидера, выкладывая один за другим материалы, которые показывают, что влияние "серого кардинала", а также незаконная деятельность помощников президента оказались более обширными, чем предполагалась вначале. Есть подозрения, что Чхве Сун Силь вмешивалась даже в такие важнейшие решения, как закупка вооружений, политика в отношении КНДР, размещение комплексов ПРО США в Корее, строительство объектов в рамках подготовки к Олимпиаде в Пхенчхане в 2018 г. и другие.
Сама Чхве пыталась отрицать некоторые обвинения, но недавно прокуратура признала, что одно из ключевых вещественных доказательств - ее планшетный компьютер, где оказались более 200 секретных документов, действительно принадлежал ей, хотя Чхве это до конца отрицала, что еще больше разозлило народ.
Тем временем выяснилось, что нынешний политический мегаскандал, который сотрясает сами основы власти Южной Кореи, начался, как это часто бывает, с достаточно невинного события. В ноябре 2015 года за азартными играми в одном из казино в Макао застали руководителя одной из крупных косметических компаний Кореи Nature Republic Чон Ун Хо. Так как азартные игры запрещены для корейцев, то Чон в итоге получил год тюрьмы, но в процессе расследования стали всплывать факты коррупции, ниточки от которых и повели на самый верх пирамиды политической власти Южной Кореи к самым влиятельным помощникам президента и "серому кардиналу в юбке". Администрация президента и ее окружение сделали немало, чтобы загасить скандал и почти преуспели в этом. Но работа южнокорейских журналистов, где на удивление вместе сработали заклятые враги в лице ведущей консервативной газеты "Чосон Ильбо" и одного из главных оппозиционных изданий "Хангёре Синмун", не позволила полностью замять историю.
"Бомбой", которая окончательно взорвала все, загнав президента и ее окружение в угол, стало обнаружение корейским телеканалом JTBC планшета Чхве Сун Силь. По его содержимому стало ясно, что Чхве, которая не имеет никакого официального поста, получала секретные документы раньше президента и часто правила даже речи лидера. Среди других обвинений - устройство "по блату" своей дочери 20-летней Чон Ю Ра в один из престижных вузов Кореи и давление на компании, которые в итоге стали оплачивать увлечение Чон конным спортом.