21.11.2016 21:53
Кинократия

Стоун в новом фильме задал властям США неприятные вопросы об Украине

Текст:  Дмитрий Сосновский
Россияне наконец увидели фильм продюсера Оливера Стоуна и режиссера Игоря Лопатенка "Украина в огне". Представленный в июне на Кинофестивале в Таормине, он до сих пор не был доступен широкому зрителю, и только сегодняшняя премьера на РЕН ТВ (этой ночью - в 23:25 - состоится повтор) дала возможность ознакомиться с новой работой прославленного американского мастера, который выступил также в роли интервьюера Владимира Путина, Виктора Януковича и других участников событий.
Читать на сайте RG.RU

Хотя кое-что со времени окончания производства фильма успело измениться (например, Михаил Саакашвили перестал быть губернатором Одессы), актуальность изучения причин того кровавого хаоса, в который себя превратила Украина очередным "майданом", сохраняется. Не говоря уже о том, что реальные корни происходящего сегодня уходят не в 2014 год и даже не в прошлый век.

"По соображениям совести" Мела Гибсона: новая веха в военном кино

Конечно, американскому кинематографисту - даже когда речь идет об Оливере Стоуне, признанном классике не только художественного кино, но и исторической документалистики - разобраться в перипетиях совместного российско-украинского прошлого крайне непросто. К тому же в подробности вдаваться некогда - фильм длится чуть более полутора часов.

Устроенный им и соавторами картины краткий ликбез россиянам (и жителям Украины, которым таки удастся посмотреть "забаненный" всеми возможными средствами фильм) едва ли будет интересен и сколько-нибудь полезен. К тому же, как и любой пересказ сложной темы, пестрит упрощениями и обобщениями вплоть до неточностей. Но для западного зрителя (и иного отечественного) взятый Стоуном со товарищи ракурс, наглядно демонстрирующий искусственность и несостоятельность "единой украинской идентичности", выстраиваемой на основе галицийских мифов, может стать настоящим откровением.

Небесполезно всем латентным сторонникам однополярного мира будет услышать и о привлечении во время "холодной войны" западными спецслужбами к сотрудничеству беглых украинских нацистов (как и немецких, кстати, но сейчас речь не о них). Это давно ни для кого не является секретом, однако ярко проиллюстрированный рассказ о цинизме ЦРУ с довольно жуткими примерами, подкрепленный документами американской разведки, производит впечатление. 

Мир уже имел возможность убедиться в том, что любая попытка объективно разобраться в истоках и событиях непрекращающегося украинского кризиса вызывает бешенство не только украинской "патриотической общественности", которая сейчас претендует на монополию говорить от лица всего украинского социума, но и официального Киева, чья риторика звучит в унисон с воплями с "майдана" (во всех случаях, кроме тех, что касаются цен и уровня жизни в стране). Ведь при этом неизбежно внимание обращается на то, как именно эти люди, истерично размахивающие ладонями на трибунах и кулаками в парламенте, стали официальным Киевом. И кем они были до этого.

"Куда бы еще вторгнуться?" Мура: прикладные размышления о гуманизме

Подобное мы уже наблюдали во время выхода на французском ТВ документальной ленты "Маски революции". Его автора Поля Морейру моментально заклеймили как российского шпиона. Оливер Стоун, оказавшийся в списках заслуженных "агентов Кремля" - наряду с Николя Саркози и Дональдом Трампом, - к подобному наверняка был давно готов. Привыкнув к тому, что в "свободном мире" за некоторые слова сразу попадаешь в лагерь врагов "свободного мира", Стоун проговаривает их с предельной конкретностью.

"Украина в огне" стремительно проносит зрителя по ключевым эпизодам кризиса, запущенного "евромайданом", не вдаваясь в детали (с чисто американской легкомысленностью, например, называя Януковича "пророссийским"), но успевая внятно напомнить Западу именно о тех вопросах, в ответ на которые мы привыкли слышать неразборчивое бормотание и состоящий из штампов бубнёж.

Среди этих адресованных Стоуном и Лопатёнком западным лидерам вопросов явственно звучат следующие. Имеет ли оправдание поддержка украинских националистов - как в прошлом веке, так и в нынешнем? Не пора ли остановить хаотизацию мира посредством "цветных революций" и вооруженных переворотов? Можно ли всерьез довольствоваться объяснением, что людей на "майдане" расстреливали бойцы "Беркута"? Ответят ли когда-нибудь виновные за варварскую бойню в Одессе? Почему началась война в Донбассе? Удовлетворителен ли ход расследования авиакатастрофы под Донецком? И не лицемерна ли позиция "мировой общественности" по крымскому референдуму?

"Ученик": Чацкий в юбке против мрака и безысходности "этой страны"

Начинают создатели документалки с демонстрации расположения стрелки на "Часах Судного дня" - до "полуночи" совсем немного. Этим же тревожным напоминанием они и заканчивают, подтверждая, что вышеуказанные вопросы поставлены ими перед западным - и в первую очередь, конечно, американским - руководством отнюдь не из каких-то "пророссийских симпатий" и не только из сочувствия к бедам населения Украины. В большей степени - из осознания реальной угрозы, исходящей от западной бесцеремонности.

Неслучайно концовку фильма  венчает цитата Марка Твена: "Быть патриотом - значит поддерживать свою страну всегда, а правительство - когда оно этого заслуживает". Стоун уже не в первый раз за последнее время доказывает: таких патриотов США, как он, еще надо поискать.

4.0

Рецензии