Николай Платонович, прошедший год запомнился нам постоянными обвинениями в адрес России со стороны наших западных партнеров, и особенно уходящей американской администрации. Понятно, что можно было не реагировать на все эти слова, если бы они не подкреплялись конкретными и явно враждебными действиями.
Николай Патрушев: Направленная на дискредитацию нашей страны политика уходящей администрации Барака Обамы проводилась не случайно. Дело в том, что в Вашингтоне не готовы принять тот факт, что стратегия глобального лидерства США все отчетливее уступает место процессам формирования многополярного мироустройства и построения справедливой архитектуры международной безопасности. Администрация Обамы стремилась сохранить свою доминирующую роль на международной арене, при этом в свои авантюры они все активнее вовлекали следующие в их фарватере западные страны.
Выдвигая необоснованные обвинения в адрес России, в США умалчивали о том, что проводимый ими курс зачастую сопровождается грубым нарушением международных договоров и обязательств, разжиганием территориальных споров и созданием новых разделительных линий, будь то в Европе, на Ближнем Востоке или в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Недружественные, противоречащие международному праву действия фактически привели к разгулу терроризма, усилению суннитско-шиитского и в целом цивилизационного разлома, а также гуманитарным катастрофам в отдельно взятых государствах и регионах.
Опасность переноса возникших вызовов и угроз, в том числе на территорию России вынудила нас принять меры по укреплению своей безопасности, потребовала внесения корректив в проводимую политику в международных делах.
Наверное, не будет преувеличением сказать, что 2016 год проходил под знаком антитеррористической операции России в Сирии. При этом никто не скрывал, что угроза проникновения террористов из зон боевых действий на территорию нашей страны вполне реальна.
Николай Патрушев: При поддержке Воздушно-космических сил и Военно-Морского флота России воюющим в Сирии террористическим группировкам нанесен серьезный ущерб, большая часть территории страны полностью освобождена от радикалов. При этом в Сирии мы не ограничивались лишь военными мерами. С самого начала контртеррористической операции мы думали о том, как восстановить в Сирии нормальную жизнь, сделать так, чтобы ее территория никогда больше не стала плацдармом для экстремистов.
В отличие от наших западных партнеров, Россия оказывала и продолжает оказывать реальную гуманитарную помощь сирийскому населению, направленную на недопущение гуманитарной катастрофы в целом ряде городов и населенных пунктов страны. Наконец, мы активно участвуем в разминировании в освобожденных районах. Теперь перейду ко второй части вопроса. Значимость внешних факторов, формирующих террористическую угрозу для России, действительно повысилась. И это связано не только с сирийским фактором, но и с происходящим в Ираке, Ливии, Афганистане, на Украине, а также некоторых других странах. К примеру, новой негативной тенденцией стала диверсионно-террористическая деятельность в Крыму, осуществляемая украинскими спецслужбами.
В целом проводимые оперативные мероприятия позволяли эффективно и своевременно пресекать попытки проникновения на нашу территорию террористов из зон боевых действий. В минувшем году таким путем было выявлено свыше 900 лиц, причастных к террористической деятельности.
Наряду с этим по-прежнему существует проблема законспирированных ячеек международных террористических организаций, действующих на нашей территории под видом традиционных мусульманских общин. При поддержке отдельных стран - не буду их сейчас называть - они занимались пропагандой экстремизма, привлекали новых членов, осуществляли отправку наемников в лагеря подготовки террористов.
Планируем продолжить работу, направленную на усиление контроля за лицами, прибывающими из стран с повышенной террористической активностью, и в целом координацию действий ответственных ведомств в вопросах противодействия терроризму. Безусловно, серьезные усилия будут сосредоточены на обеспечении безопасности предстоящих в России крупных международных и спортивных мероприятий.
Насколько эффективно сотрудничество России с другими государствами в противодействии международному терроризму?
Николай Патрушев: В первую очередь удалось активизировать работу в рамках Совета Безопасности ООН. Россия способствовала принятию важных резолюций, направленных на борьбу с ИГИЛ и другими террористическими организациями, а также финансированием терроризма. Вместе с тем сегодня в наше распоряжение попадают все новые и новые подтверждения сотрудничества с террористами как отдельных государств, так и влиятельных зарубежных и в некоторых случаях даже транснациональных компаний. Речь идет о закупках нефти и другого вида сырья у террористов, а также о выплате им денежных вознаграждений за получение разрешений на производство и транспортировку товаров на контролируемых ими территориях. Пресекать такую практику - задача всех без исключения стран, которые заявляют, что они противодействуют терроризму.
Созданы предпосылки для углубления контртеррористического сотрудничества в рамках других международных организаций и объединений - БРИКС, СНГ, ШОС, ОДКБ.
К примеру, учреждена Рабочая группа БРИКС по антитеррору. Принята программа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на ближайшие годы. В рамках Региональной антитеррористической структуры ШОС разработан алгоритм совместных действий компетентных органов по противодействию вызовам и угрозам, исходящим от ИГИЛ. В дальнейшем эффективным видится создание на базе РАТС ШОС Рабочей группы по противодействию финансированию терроризма за счет наркотиков.
Ряд документов, предусматривающих дополнительные меры по борьбе с терроризмом, принят в ОДКБ. Разработано положение о формировании Единого списка организаций, признанных террористическими на территории государств - членов Организации.
Контртеррористическая проблематика стала основной темой международной встречи высоких представителей, курирующих вопросы безопасности, которая в 2016 году проходила в Грозном.
Российский опыт борьбы с терроризмом в отдельно взятом регионе параллельно с его социально-экономическим развитием оказался весьма полезным для наших зарубежных партнеров. Очередную такую конференцию планируем провести в мае в Твери. Ожидаем участие делегаций из более 70 стран мира.
Будем стремиться совместно продолжать работу, направленную на ликвидацию террористической угрозы, исходящей с территории Сирии и Ирака, на обеспечение плотной координации усилий государств, заинтересованных в стабилизации Ближнего Востока.
К сожалению, администрация Барака Обамы больше говорила, чем взаимодействовала с нами. В конечном итоге это свело на нет эффективность сотрудничества с США на антитеррористическом направлении. Рассчитываем, однако, что в 2017 году нам удастся наладить конструктивные контакты с американскими партнерами.
Безусловно, востребованным остается продвижение инициативы президента Российской Федерации о формировании широкой международной антитеррористической коалиции с глобальным охватом.
Через несколько дней вступит в должность новый президент США. Изменится ли стратегическое взаимодействие Москвы и Вашингтона с приходом Дональда Трампа?
Николай Патрушев: По крайней мере избранный президент США в своих выступлениях не называет Россию угрозой или злом. Курс Барака Обамы не только отбросил российско-американские отношения далеко назад, но и во многом определил вектор взаимодействия России с НАТО и Евросоюзом, наметившийся за последние несколько лет. И одной антироссийской риторикой тут, к сожалению, дело не заканчивалось. Приведу лишь некоторые примеры.
Число заходов кораблей нечерноморских государств НАТО в акваторию Черного моря возросло в 3 раза. Интенсивность полетов вдоль российских границ тактической и разведывательной авиации увеличилась почти вдвое, а самолетов дальнего радиолокационного обнаружения - в 9 раз.
Взят устойчивый курс на дальнейшее расширение Альянса, куда форсировано подтягивают Черногорию, Македонию, Боснию и Герцеговину. Продолжается размещение элементов глобальной системы ПРО США в Европе. Наряду с постановкой на боевое дежурство в Румынии комплекса "Иджис Эшор" планируется приступить к развертыванию позиционного района в Польше. Принято решение о размещении американских противоракетных комплексов в Республике Корея. Под предлогом так называемого "вынужденного реагирования" на активизацию деятельности России в Заполярье руководство НАТО принимает меры по укреплению северного фланга блока.
Консолидированные усилия Запада направлены, в числе прочего, на подрыв интеграционных процессов с участием нашей страны, на девальвацию идеи "русского мира" в целом, что угрожает безопасности не только России, но и целого ряда государств.
Решение же Белого дома объявить персонами нон грата 35 российских дипломатов стало самым масштабным случаем единовременного выдворения сотрудников дипмиссии со времен "холодной войны".
Складывается впечатление, что Демократическая партия США пытается отыграться на России за собственные неудачи и просчеты. По большому счету американских граждан мало интересует ситуация на международной арене. Их волнует обстановка внутри страны. И именно неудачи во внутренней политике США привели к таким результатам выборов.
Конечно, в этих условиях с избранием президентом США Дональда Трампа мы не можем говорить о принципиальных изменениях в российско-американских отношениях. Иллюзий относительно скорого ослабления мер стратегического сдерживания России мы не питаем.
Потребуется последовательная и кропотливая работа по всем направлениям. В том числе по тем, по которым она была прекращена или свернута. Мы к такой работе готовы. Разумеется, на основе равноправия и взаимоуважения. Ведь от нее будет зависеть стабильность в международных отношениях в целом.
А это, убежден, полностью соответствует коренным интересам и американского народа.
Полагаю, что определенные возможности для конструктивного взаимодействия с США откроются в борьбе с терроризмом, в сфере информационной безопасности и по некоторым другим направлениям. В случае заинтересованности администрации Дональда Трампа будем готовы к возобновлению полноформатных консультаций с американскими партнерами по линии Совета безопасности Российской Федерации.
Ждем умных партнеров
В этом году также пройдут выборы во многих странах мира. Причем результаты голосований могут быть, как и в США, явно не в пользу действующей власти. Как это сможет повлиять на отношения с Россией?
Николай Патрушев: Нужно смотреть вперед с оптимизмом, при этом объективно и взвешенно оценивая ситуацию. Надеюсь, что у наших зарубежных партнеров возобладают разумные и адекватные подходы, соответствующие интересам своих народов.
Президентские выборы пройдут в этом году в целом ряде стран. Во Франции, Сербии, Иране, Монголии. Парламентские - состоятся в Германии, Чехии, Люксембурге, Норвегии, Голландии. Результаты голосования, по сути, и будут реакцией граждан на проводимую действующими властями политику. Оценки могут быть самые разные. Нужно оценивать, как это отразится на международной безопасности, на взаимодействии с Россией. Со своей стороны продолжим стремиться к конструктивному взаимодействию с нашими зарубежными партнерами по самому широкому спектру вопросов. Ведь диалог - это, по сути, единственный способ сделать наш мир более предсказуемым. Стабильность на международной арене, безусловно, будет способствовать и более динамичному развитию нашего государства.
Николай Платонович, речь зашла о европейских странах, и главная проблема для них сейчас - это рост числа мигрантов и беженцев. Как нелегальная миграция затронула
Россию, насколько она угрожает безопасности нашей страны?
Николай Патрушев: Рост числа мигрантов и беженцев в Европу - еще один результат непродуманной политики США и их союзников, направленной на смену "неудобных" режимов, дестабилизацию государственного строя, развязывание конфликтов и войн. В итоге потоки мигрантов хлынули в Европу из Сирии, Ирака, Ливии, других стран Северной Африки и Ближнего Востока. Трудно было ожидать чего-то иного, когда эти регионы фактически превращены в перманентный очаг нестабильности и плацдарм для террористических группировок. О последствиях такой политики не один год предупреждали как зарубежные, так и российские эксперты.
Для России нелегальная миграция также является одной из угроз безопасности, пусть и не стоящей на первом месте.
Возьмите хотя бы непрекращающиеся попытки международных террористических и экстремистских организаций использовать каналы миграции с целью переправки в Россию боевиков. Или активность организованных преступных группировок, действующих на теневом рынке легализации и трудоустройства. Не лишним будет упомянуть и о незаконной посреднической деятельности отдельных юридических и физических лиц, оформляющих иностранцам разрешительные документы на въезд в Россию.
Обсуждению этих и других проблем в 2016 году было посвящено одно из заседаний Совета безопасности. В частности, выработан комплекс мер, направленных на повышение эффективности деятельности органов государственной власти в миграционной сфере.
Кто стоит за сетью
Еще одна тема, которую вы не раз затрагивали - это проблема информационной безопасности. В отличие от мифических русских хакеров, якобы атаковавших сайт американских демократов, российские государственные сайты подвергаются ежедневным реальным атакам. Так кто и кому все-таки угрожает в Сети?
Николай Патрушев: В первую очередь важно не допустить, чтобы Интернет и другие информационно-коммуникационные технологии использовались в преступных, террористических целях.
В последнее время мы также фиксируем значительное увеличение попыток нанесения ущерба российским информационным системам со стороны внешних сил.
Это и случаи хакерства, и несанкционированный сбор персональных данных. Широко используются мировые операторы и провайдеры, а применяемые методы постоянно эволюционируют. К примеру, администрация Барака Обамы голословно обвиняет Россию в хакерских атаках, сознательно игнорируя тот факт, что основные интернет-серверы располагаются на территории США и используются Вашингтоном в разведывательных и других целях, направленных на сохранение своего доминирования в мире.
На международной арене стратегической целью России является формирование такой системы, которая базировалась бы на общепризнанных правилах ответственного поведения государств в информационном пространстве. Соответствующая работа последовательно проводится в рамках Группы правительственных экспертов ООН. Наглядным свидетельством востребованности такого курса служит принятая Генассамблеей по инициативе России резолюция "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности". Напомню, что соавторами выступили Германия, Бельгия, Финляндия, Испания, Португалия, Голландия, Швейцария, Южная Корея, Турция. Всего около 80 государств.
На национальном уровне также продолжается процесс совершенствования мер противодействия угрозам в информационном пространстве. Важным шагом стало принятие в прошлом году Основ государственной политики в указанной сфере, а также Доктрины информационной безопасности.
Если говорить о конкретных результатах работы Совета безопасности РФ и его аппарата в прошлом году - на все вызовы удалось ответить?
Николай Патрушев: Под руководством президента Российской Федерации вырабатывалась единая линия по ключевым аспектам международной, региональной и национальной безопасности.
Особый акцент делался на антитеррористической операции в Сирии, ситуации в "горячих точках", противодействии односторонним экономическим санкциям, нарушениях отдельными государствами международных договоров, в том числе в области ограничения и сокращения вооружений, развертывании глобальной системы ПРО США, расширении НАТО и усилении военной группировки Альянса у границ России, попытках втягивания нашей страны в затяжные региональные конфликты с последующим перекладыванием на нас ответственности.
Решались задачи профилактики террористических и экстремистских проявлений, противодействия распространению радикальной идеологии, разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни со стороны внешних сил. Регулярные консультации с иностранными партнерами по вопросам стратегической безопасности позволяли обмениваться мнениями по существующим вызовам и угрозам, вырабатывать согласованные подходы и решения по основным проблемам международной и региональной стабильности.
В рамках проводимых совещаний поднимались проблемы обеспечения защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе на потенциально опасных и критически важных объектах.
Важное место, безусловно, занимали вопросы обеспечения энергетической и продовольственной безопасности, совершенствования государственной политики регионального развития.
Раз речь зашла о регионах… Николай Платонович, вы третий год возглавляете Госкомиссию по подготовке к празднованию 100-летия Республики Карелия. Когда этот регион станет привлекательным для бизнеса и комфортным для людей?
Николай Патрушев: Основная цель Госкомиссии - придать импульс социально-экономическому развитию региона. Нам многое предстоит сделать, но первые результаты уже есть.
В 2016 году отмечен рост объемов промышленного производства - более чем на 4 процента по сравнению с прошлым годом. Прежде всего это связано с реализацией проектов по углубленной переработке древесины, введением в эксплуатацию уникального оборудования для атомной промышленности, открытием завода пожарных роботов и ствольной техники, созданием пяти новых предприятий по производству щебня, с возрождением судостроения. Так, на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе возобновлено производство, и сегодня предприятие полностью загружено заказами, уже спущено на воду пятое судно.
В Карелии развивается транспортная инфраструктура. В нормативное состояние приведены федеральные дороги. По оценке члена Государственной комиссии, министра транспорта Максима Соколова, качество федеральных трасс в Карелии является одним из лучших у нас в стране и не уступает зарубежным магистралям.
Открыто регулярное авиационное сообщение между Петрозаводском и Москвой. С Санкт-Петербургом теперь Карелию связывает скоростной поезд "Ласточка".
Есть изменения в области энергетики. Активно ведутся работы по газификации региона. На природный газ переведено более 40 предприятий. Введена в действие малая гидроэлектростанция "Каллиокоски". Стартовало строительство двух малых Белопорожских ГЭС. Подчеркну, что их софинансирование осуществляет Банк развития БРИКС, для которого данный проект стал первым на территории России.
Особое внимание в работе комиссии уделяем социальной сфере. Строятся и реконструируются спортивные сооружения, объекты здравоохранения, образования и культуры, проводится благоустройство населенных пунктов. В регионе вновь заработали кинозалы в домах культуры, в отдаленных поселках восстановлена работа почтовых отделений.
Улучшилось качество медицинского обслуживания. Как результат, в республике значительно снизилась детская смертность, а показатель материнской смертности приблизился к нулю.
В планах Госкомиссии предусмотрено строительство таких важных объектов, как перинатальный центр и президентское кадетское училище, реконструкция аэропорта Петрозаводск, создание промышленного парка "Надвоицы". С целью повышения инвестиционной привлекательности региона ориентируем республиканские власти на развитие международного сотрудничества. Будем и дальше работать на всех направлениях с тем, чтобы качество жизни людей непременно улучшалось.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"