Гимн советскому конструктивизму
Дом на улице Александровской, 107, известен каждому жителю Таганрога как Круглый дом и в реальности представляет собой разомкнутый круг. Небольшой проход есть только с северной стороны. Горожане убеждены, что своим силуэтом дом изображает первую букву "С" в слове "СССР", которое должны были составить еще три здания. Их планировалось построить рядом, но идея так и осталась нереализованной.
- Долгое время считалось, что автором проекта является некий архитектор Боголюбов. Позже появилась информация, что авторство принадлежит известному ростовскому архитектору Кондратьеву, но недавно выяснилось: создателем дома являлся Иван Таранов-Белозеров. Будучи сотрудником Южного машиностроительного треста, в состав которого входил и Таганрогский котельный завод, он в 1929 году опубликовал свой проект дома для обсуждения в журнале "Строительная промышленность", - рассказывает нам жительница Круглого дома Елена Ермолова.
Экспериментальный дом в Таганроге задумывался как символ советской архитектуры: минимум строительных материалов и максимум прочности. Он должен был являть собой образ нового коллективного общества, в котором все равны. Поэтому квартиры второго и третьего этажей дверями выходят на общий балкон - галерею. Его создатели хотели, чтобы все жили одной коммунистической семьей и каждый мог свободно войти в квартиру соседа.
Как рассказывает одна из старейших жительниц дома Татьяна Швецова, будучи "продвинутым" в плане архитектурных форм Круглый дом оказался довольно неудобен в быту. Электричества и централизованного отопления не было, квартиры топили углем. Водопровода тоже не было, и воду носили ведрами из котельной в подвале. На каждом этаже были ванные для купания, но их позже "приватизировали" жильцы близлежащих комнат. Канализация и водопровод в квартирах появились лишь в начале 1960-х.
Планировку квартир тоже сложно назвать удачной, так как в них нет ни одного прямого угла. Поэтому было очень трудно подобрать мебель и даже сейчас ее делают на заказ.
Зато недостаток житейского комфорта с лихвой компенсируется необыкновенно дружелюбной атмосферой, царящей в Круглом доме. Даже сейчас, в век прагматизма и конформизма, жильцы вместе украшают свой двор, вывешивают открытки с поздравлениями и выпускают стенгазету. Возможно, такой крепкой дружбе способствует совершенно круглый двор, который, по задумке архитектора Таранова-Белозерова, надо было использовать для проведения собраний и политинформаций, а он в реальности стал местом для совместных праздничных застолий, танцев и концертов. Ведь благодаря форме здания акустика во дворе получилась отменная. Главная цель архитектора была достигнута: дом стал общим в лучшем смысле этого слова.
Другие жильцы уверены, что аура доброты связана с тем, что Круглый дом построен на фундаменте разрушенной после Гражданской войны церкви Святого архангела Михаила, поэтому он хранит своих обитателей. В годы войны попавшая в него немецкая авиабомба застряла между вторым и третьим этажами и не разорвалась. Другая, хотя и взорвалась в нескольких метрах, но дом не повредила.
Тяжкое бремя славы
Круглый дом в Таганроге полюбили не только его обитатели, но и деятели кино. В 1981 году здесь снимался кинофильм "Ночь коротка", через 20 лет - одна из серий фильма "Дневник убийцы". А сколько было снято документальных фильмов, не счесть.
Однако никакой прибыли от известности и популярности жильцы дома на Александровской не получили. Разве только моральное удовлетворение. А все заботы о содержании здания легли на плечи его жильцов, в большинстве пенсионеров.
- Только к 80-летию дома нам удалось войти в программу софинансирования капитального ремонта и починить крышу, канализацию и водопровод, облагородить территорию, поставить забор и ворота, - рассказывает старшая по Круглому дому Людмила Пономарева.
Казалось бы, жизнь вошла в привычную колею и в круглом дворе снова будет играть музыка, как пришло известие: здание планируется признать объектом культурного наследия со всеми вытекающими последствиями. Вроде бы хорошая весть: новый памятник на карте Таганрога, но жильцы недовольны, и есть отчего.
- Теперь содержание дома будет обходиться намного дороже, так как для ремонтных работ нужно будет делать экспертизу, заказывать проект и нанимать подрядчиков, обращаясь только в организации, имеющие лицензию на работу с памятниками. Все это стоит немалых денег, и все эти расходы лягут на плечи собственников. А в доме у нас живут в основном малоимущие пенсионеры, им таких расходов не потянуть, - заявила Фаина Дестиньян.
Жильцы дома за собственный счет должны также установить информационные щиты и таблички со сведениями об истории дома, обеспечить свободный доступ всем желающим увидеть новый памятник архитектуры.
- Мы получили уведомление минкульта, из которого следует, что теперь я не имею права вставить пластиковые рамы вместо сгнивших деревянных, иначе получу штраф за производство работ, изменяющих "предмет охраны объекта культурного наследия". При этом каждый шаг нужно будет согласовывать с министерством культуры, что иначе как головной болью не назовешь, - эмоционально заявляет старшая по дому Людмила Пономарева.
Пешка назад не ходит
В свою очередь, инициатор кампании "окультуривания" Круглого дома - доцент Академии архитектуры и искусств ЮФУ и автор книги "Архитектура юга России эпохи авангарда" Артур Токарев уверен, что жители не понимают своей выгоды.
- Прежде всего, в зоне 200 метров от памятника запрещена любая строительная или хозяйственная деятельность, не согласованная с министерством культуры. С этого момента дом нельзя сносить, перестраивать и т. д.
Отечественная архитектура узнаваема во всем мире благодаря прежде всего двум стилям: древнерусскому и советскому авангарду. В 1920 - 1930 годы в СССР создавались новые, невиданные до того типы зданий: фабрики-кухни, хлебозаводы, театры-тракторы. В своих экспериментах советские архитекторы организовали такое пространство, которое стимулировало социальные контакты в обществе. На Западе сейчас пытаются идти по проторенному нами в 20-е годы пути, формировать такую среду города, которая бы снимала барьеры между людьми и стимулировала коллективное общение.
- Поэтому мы должны бережно хранить наше архитектурное наследие. Если государство заинтересовано в комфорте собственников и одновременно в сохранении исторической среды, органы исполнительной власти должны софинансировать реставрацию таких объектов, - считает Артур Токарев.
Жители Круглого дома в Таганроге надеются, что экспертная комиссия из минкульта, которая до конца 2017 года должна определить статус дома, прислушается к их мнению и не будет объявлять здание памятником архитектуры. Есть и другой выход. Обитатели дома провели общее собрание, на котором решили обратиться к региональным парламентариям с требованием внести изменения в законодательство, чтобы содержание памятников архитектуры не ложилось непосильным бременем на тех, кто там живет.