13.02.2017 22:15
Общество

Жители Кургана пожаловались на невозможность попасть на прием к врачу

Пациенты медучреждений Кургана вынуждены неделями ждать записи на прием к врачу или стоять в огромных очередях
Текст:  Валентина Пичурина ("Российская газета", Курган)
Российская газета - Федеральный выпуск: №32 (7198)
Читать на сайте RG.RU
"Я даже к терапевту не могу попасть на прием. На сайте все талоны разобраны на недели вперед, по телефону невозможно записаться. Единственный вариант - идти и сидеть в живой многокилометровой очереди из старушек, как в пещерные времена, - возмущается жительница Кургана Юлия. - Большое спасибо нашим чиновникам за такую реформу! Сейчас я стараюсь лечиться сама и не обращаюсь к врачам, если уж совсем не припрет..."
На вокзалах введут электронные очереди за билетами на поезда

Впрочем, чиновники от медицины придерживаются другого мнения. Ссылаясь на независимые оценки качества оказания медицинских услуг, они утверждают, что в прошлом году восемь поликлиник и пять стационаров получили 72 балла из 73 и 75 возможных соответственно. Меньше шестидесяти баллов заработали тринадцать поликлиник и семь стационаров. Председатель общественного совета Людмила Демидова признается, что не ожидала столь высоких оценок.

Однако с этим спорят общественники Лиги защитников пациентов, которая начала работать в Кургане в октябре 2016 года. По их мнению, уровень удовлетворенности качеством медуслуг по тем критериям, которые предлагают в опросниках, не доходит даже до 50 процентов.

- Мы оцениваем качество и доступность медицинских услуг не по анонимным анкетам, а по количеству и характеру обращений к нам конкретных людей, а они, к сожалению, не в пользу нашей медицины, - говорит председатель лиги Олег Кобяков.

Пациенты завалили лигу жалобами. 60 человек пришли на прием с документами по спорным вопросам. Что удивительно, люди нередко обращаются из тех самых учреждений, которым другие пациенты поставили высокие баллы. Например, курганец Михаил Посадских наблюдается в лучшей, судя по рейтингу, поликлинике. Его история болезни очень показательна. После выхода на пенсию в 2014 году у мужчины заболела спина. Участковый терапевт назначила уколы. Не помогло. Через две недели снова на прием. Лечащего врача на месте не оказалось, пришлось идти к другому доктору. Тот направил к ревматологу. Каково же было удивление пенсионера, когда он увидел в кабинете ревматолога своего участкового терапевта.

- Терапевт-ревматолог выписала мне таблетки, которые каждый день рекламируют по телевизору, и сказала явиться через три месяца, - рассказывает Посадских. - Мой желудок эти пилюли не принял. С каждым днем становилось хуже. Уже ходить не мог. Решил обратиться в платную клинику. Думал, может, за деньги хоть вылечат.

Некоторые проблемы можно снять в течение нескольких дней. При этом дополнительный штат и деньги не нужны

В платном центре мужчину лечили почти год. Доктор всякий раз находил у него новые патологии и рекомендовал новейшие, с его точки зрения, медицинские технологии и процедуры... Пациент верил врачу-бизнесмену до тех пор, пока не кончились деньги. Потом выпросил в своей участковой поликлинике направление в Илизаровский центр. Там у него нашли межпозвоночную грыжу, назначили время для комплексного обследования.

Пятилетний мальчик десять дней умирал, пока врачи ставили ему диагноз

- Получается, пока ходил по врачам, нажил грыжу, - горько усмехается пенсионер. - Пришел в поликлинику на своих ногах, а теперь хожу с палочкой.

Михаил Посадских хочет взыскать с платного центра 107 тысяч рублей, которые он заплатил за свое лечение. Очень рассчитывает, что в этом ему поможет Лига защитников пациентов.

- Наши юристы взяли этот случай в работу, - сообщил Олег Кобяков. - Правда, вопрос качества предоставляемых услуг не так прост, как кажется. Доказать, что больного неправильно лечили, очень сложно, но можно. У нас сейчас три подобных дела уже дошли до суда и около десяти решается в досудебном порядке.

Олег Кобяков рассказал, что большинство жалоб, поступающих в лигу, касается нарушения прав пациентов, причем часто они возникают буквально на пустом месте, где их, по идее, не должно быть. Например, один больной пожаловался, что не может добиться в больнице информации о состоянии своего здоровья. По закону ему обязаны были предоставить такие сведения по первому требованию, но врачи почему-то уперлись. После вмешательства лиги пациент получил документ. Женщина-диабетчица с пенсией 8 тысяч рублей просит помочь приобрести бесплатно тест-полоски для измерения сахара в крови, которые ей тоже полагаются. А вот совсем вопиющий случай. Фельдшер, занимающий должность терапевта, записал больного к неврологу через 30 дней после приема. За это время у него случился инсульт. По правилам к узким специалистам должны давать направление не позднее чем через семь дней, утверждает Кобяков.

По мнению защитника пациентов, в здравоохранении Курганской области хватает, конечно, объективных проблем, которые за день не решить, но некоторые можно снять в течение нескольких дней. При этом не надо денег и дополнительного штата. Например, многие жалуются на грубость и хамство врачей и медперсонала. Какие деньги надо, чтобы раз и навсегда это прекратить? Или взять, к примеру, электронную запись на прием к врачу. Когда ее ввели, все с облегчением вздохнули: наконец, можно прийти в строго указанное в талоне время, а не подпирать стенку в больничном коридоре и ждать, когда пригласят. Не тут-то было! Теперь вместо одной образовалось сразу несколько очередей: одна "электронная", вторая "живая" - в ней те, кто не смог добыть талон, но "край, как надо попасть к доктору", третья - "я только закрыть больничный". А кому-то и сам доктор назначил встречу на этот день. Правда, за деньги можно попасть без проблем даже к самому узкому специалисту: большинство врачей из муниципальных клиник умудряются вести приемы еще и в платных центрах. Люди вынуждены идти к ним.

На Камчатке врач не вышел на работу к умирающему пациенту

Причем дефицита средств на здравоохранение в регионе нет. По данным регионального департамента здравоохранения, на программу госгарантий бесплатного оказания медпомощи в этом году запланировано 12 миллиардов - это треть бюджета Курганской области. Так что, вопреки бытующему мнению, власть не экономит на пациентах. Только в стационарах за год пролечили около 160 тысяч больных, а высокотехнологичные операции провели больше шести тысячам человек. По мнению главы ведомства Ларисы Кокориной, неудовлетворенность части пациентов медпомощью вызвана дефицитом врачей и их "профессиональным выгоранием". Сегодня в области не хватает как минимум 400 врачей и 900 специалистов со средним медобразованием.

Олег Кобяков признался, что у них наработан уже целый пакет предложений по улучшению качества медобслуживания, они готовы обсудить их вместе с департаментом и главврачами. Ведь очень часто проблема не в деньгах, а в медперсонале. И прежде всего в главврачах, которые из-за низкого уровня контроля за их работой превратили медучреждение в свою, по сути, вотчину и правят как бог на душу положит...

Здоровье Курган Урал и Западная Сибирь